Есть места, дорогие сердцу каждого русского человека. Они навеки сопряжены с именами гениев, они наполнены неизъяснимым величием, они наделены невероятной притягательностью… С именем Петра Ильича Чайковского в историю русской культуры вошел маленький Воткинск - родина композитора.
В маленьком заводском поселке, вдали от суеты столичной жизни, прошли первые годы детства композитора, которые сам Петр Ильич называл «радужным периодом».
В 1837 году новым начальником Камско-Воткинского округа был назначен Илья Петрович Чайковский. По приезде из Петербурга в Воткинск он вместе со своей супругой Александрой Андреевной расположился на улице Господской в просторном, уютном доме - казенной квартире горных начальников железоделательного завода. В семье Чайковских царила редкостная атмосфера любви, исключительной гармонии, взаимного уважения. В Воткинске они провели 11 счастливейших лет жизни, здесь появились на свет четверо их детей. 7 мая 1840 года родился Петр Чайковский - будущий гений русской музыки.
Более 200 лет дом Чайковских является главной достопримечательностью Воткинска. Дом был построен в 1806 году в стиле "классицизм" по проекту архитектора Н.А. Андреевского. С момента постройки «казенной квартиры» до революции 1917 г. в доме, сменяя друг друга, проживали семьи 18 начальников завода. Семья Чайковских жила в Воткинске 11 лет: с 1837 по 1848 гг. В 1840 году в доме № 1 на улице Господской родился будущий композитор Петр Ильич Чайковский.
В 1918-1919 гг. дом служил белогвардейцам в качестве штаба. Здесь помещалась канцелярия и контрразведка. Затем город заняли красногвардейцы, из дома на Господской они руководили ликвидацией Ижевско-Воткинского восстания.
После революции дом занимали различные общественные организации: Клуб металлистов, Союз молодежи, семилетняя школа. Естественно, что вскоре здание приобрело заброшенный вид.
-
1938-1941 гг. Директор музея М.Х. Тутынин. Основание музея
В 1938 году Советом Народных Комиссаров была одобрена инициатива Воткинского городского совета открыть в доме, где родился П.И.Чайковский, музей и восстановить тем самым значимость исторического места.
Первым директором музея (1938-1941 гг.) был назначен 28-летний уроженец города Воткинска, Михаил Харитонович Тутынин - в будущем Заслуженный деятель искусств УАССР и ведущий скульптор Удмуртии.
Началась реставрация музея. М.Х. Тутынин установил связь с первым мемориальным музеем П.И. Чайковского в Клину. В Воткинск был командирован научный сотрудник Н.К. Рукавишников для создания первой экспозиции. Николай Константинович - это человек с интереснейшей судьбой, он был хорошим музыкантом, был лично знаком с П. И. Чайковским и его братом Модестом. Весной 1940 года Рукавишников сообщал в своем письме к племяннику композитора Ю.Л. Давыдову: «У меня музей получился хороший, беднее Клинского по отсутствию рисунков в красках, их очень мало у нас. Но простор комнат дал возможность развернуть экспозицию очень эффектную...».
30 апреля 1940 года, в канун 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского, состоялось торжественное открытие музея. В основном экспозиция была плоскостной, включающей в себя около тысячи экспонатов. Среди них были мемориальные вещи, переданные из Клина. Самым ценным стал рояль «Wirth», на котором играл юный Петр Ильич Чайковский.
Жизнь музея была прервана событиями Великой Отечественной войны. Музей был закрыт, фонды были законсервированы, все экспонаты перенесены в левое крыло дома. Всю остальную часть здания занял госпиталь и летное училище. А 2 сентября 1941 года в Воткинск прибыли эвакуированные сотрудники Клинского музея - Ю.Л. Давыдов, Г.Б. Бернадт, Е.Б. Гершовский и другие, спасая наиболее ценные экспонаты. Осенью 1943 года, в канун 50-годовщины со дня смерти композитора, Совнарком Удмуртской АССР принял постановление о возобновлении деятельности музея. Материалы для новой экспозиции начал готовить и коллектив Клинского музея, но смонтировать ее уже не успел, последовал приказ об их возвращении в освобожденное от фашистских захватчиков Подмосковье.
-
1950-1959 гг. Директор музея А.К. Гурьев
Новый этап жизни музея начался лишь в конце 40-х годов. Деятельность второго директора музея Алексея Кирилловича Гурьева совпала с периодом возрождения музея после трудных военных лет разрухи и бедствия (1950-1959 гг.). Он сумел организовать не только работу музея П.И. Чайковского, но и Детской музыкальной школы имени П.И. Чайковского, располагавшуюся в то время в здании музея.
Дом детства П.И. Чайковского наполнился детскими голосами, и музыка композитора зазвучала в исполнении юных музыкантов. Самые талантливые ученики получали почётное право 7 мая, в день рождения П.И. Чайковского, исполнять музыку композитора на его рояле.
-
1959-1985 гг. Директор музея А.П.Лошкарев
Реставрационные работы 70-х годов, открыли новые горизонты для последующей деятельности музея. Музыкальная школа, располагавшаяся в музее, получила отдельное здание. Внешний вид дома и внутренняя планировка были освобождены от разного рода архитектурных наслоений и максимально приближены к стилю 40-х годов XIX века. Экспозиция была создана Б.Я. Аншаковым, заместителем директора музея по научной работе и художником В.У. Фонаревым, под руководством известного московского архитектора Л.С. Сахаровой и ленинградского искусствоведа В.М. Глинки.
В этот период (1959-1985) музеем руководил А.П.Лошкарев, Заслуженный работник культуры РСФСР, - человек энергичный, стремящийся поставить деятельность музея на уровень современных требований. С 1975 по 1985 годы им были организованы и проведены пять всесоюзных научных конференций. Музей объединил вокруг себя лучших исследователей жизни и творчества П.И. Чайковского.
Рука об руку с Александром Павловичем работал его заместитель Борис Яковлевич Аншаков. В музее он был первым проводником в жизнь таким форм пропаганды классической музыкальной культуры как музыкальные четверги, музыкальные субботы, вечера-встречи с представителями творческой интеллигенции Удмуртии и России. Его экскурсии, лекции о Чайковском, а также по эстетическим и литературным проблемам неизменно вызывали повышенный интерес и благодарные отзывы слушателей.
-
1986-2013 гг. Директор музея А.В. Боголюбская
Проект второй научной реставрации 1986-1990 гг. был подготовлен Волжским филиалом Всесоюзного института «Спецпроектреставрация». Государственному дому музею с прилегающим к нему городским парком предстояло измениться, приняв первоначальный облик усадьбы 19 века. В этот период музею были переданы здания, стоящие рядом с домом Чайковских, - в них некогда располагались казенные квартиры заводского начальства.
Для возрождения усадебного комплекса и сада Чайковских были использованы собранные ранее документы. Под руководством нового директора А. В. Боголюбской были устранены неточности в экстерьере главного дома: восстановлено полукруглое «венецианское» окно в мезонине, пристроены балконы, дом приобрел первоначальный вид «глаголя». В результате почти пятилетней реставрации музей вырос до усадебного комплекса общей площадью 3,5 гектара. В этот же период был воссоздан дворянский парк с беседками, теплицей, фруктовым садом, которые так любили Чайковские. Мемориальные липы соединились в строгие аллеи, на территории усадьбы были разбиты клумбы с традиционными для того времени цветами. В восстановленных рядом с мемориальным домом зданиях комплекса разместились выставочный зал, музыкальный салон, фондохранилище, а также 16 экспозиционных объектов. Перед домом был установлен памятник композитору известного московского скульптора О. Комова.
-
2013-настоящее время. Директор музея Т.Н. Неганова
В 2012 году Президентом Российской Федерации Путиным В.В. был издан указ «О праздновании 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского». В 2013 году начались масштабные работы, которые были завершены в юбилейном 2015 году. Был отреставрирован мемориальный дом, где родился композитор, отремонтировано фондохранилище и выставочный зал, благоустроена территория. Появилась просторная гостевая зона, интерактивное пространство для меломанов, игровая площадка для детей, была создана доступная среда для людей с ограниченными возможностям - музей стал отвечать современным требования сервиса и комфорта. Художественный проект экспозиции «Музыка, навеянная детством» был разработан Уральским региональным институтом музейных проектов. Для обновленной экспозиции были приобретены предметы мебели первой половины XIX века, отреставрированы имеющиеся, созданы стилизованные новоделы. 30 марта 2015 года музей открылся для посетителей. Мемориальный дом ожил: в обновленной экспозиции зазвучала музыка, появились голоса домочадцев. Современные технологии успешно соединились с историческим пространством. Сегодня посетитель может увидеть, как дети Чайковских разыгрывали любимые «живые картины», отправиться в виртуальное путешествие по концертным залам мира вместе с П.И. Чайковским. Создатели экспозиции, научный коллектив музея и Уральский региональный институт музейных проектов, сделали еще один шаг навстречу более глубокому пониманию личности и музыки П.И. Чайковского.