Фондовые коллекции музея открыты для исследований. Собрание историко-художественных ценностей Музея – усадьбы П.И. Чайковского – это собрание различных коллекций, среди которых предметы времени детства великого русского композитора Петра Ильича Чайковского занимают центральное место. Это мемориальные предметы, принадлежавшие композитору, его родственникам и современникам, коллекции исторической мебели, светильников, предметов интерьера, произведений изобразительного искусства и письменных источников. Для специалистов в области дизайна профессиональный интерес вызывают художественные ценности, размещённые в экспозиции дома детства композитора П.И. Чайковского: предметы интерьера в стиле «русский ампир», комплекты стильной исторической мебели и посуды, живописные работы, литографии и гравюры первой половины ХIХ в.
Фондовые коллекции музея помогут в написании книг, научных работ, эссе, в процессе создания художественных работ.
Чтобы поработать в фондах, получить копии фондовых материалов или справки по заинтересовавшим вопросам, нужно сделать заявку в письменной форме на электронный или почтовый адрес музея. Форма заявки прилагается.
По всем вопросам, связанным с получением фондовых услуг, звонить по телефону в Воткинске 8 (34145) 5-17- 57.
-
1. Вещественные источники
-
Коллекция мебели конца XVIII – начала XX века
Коллекция мебели включает образцы различных периодов и стилей русского и западноевропейского мебельного искусства конца ХVIII - начала XX века. Большинство из них введены в экспозицию музея.
В собрании мебели находятся самые разнообразные предметы – это столы, кресла, секретеры, стулья, бюро, комоды, диваны.
Эти предметы убранства жилого интерьера, привычные в прошлое время и ставшие музейными экспонатами, достойно представляют бытовую типологическую обстановку дома периода 1837-1848 годов – времени жизни семьи композитора в Воткинске. - Коллекция музыкальных инструментов
-
Коллекция фарфора XVIII-ХХ вв.
Коллекция представлена предметами XVIII-ХХ вв., изготовленными на Императорском фарфоровом заводе и частных фарфоровых производствах России. В основном это посуда массового производства, рассчитанного на вкусы самых широких слоев общества. Но есть в музейной коллекции и великолепные образцы фарфора заводов Батенина, Гарднера, Попова, Кузнецова, которые внесли огромный вклад в развитие производства фарфора в России. А также имеются отдельные экземпляры мейсенского фарфора из Германии и севрского фарфора, производимого во Франции.
Без фарфора не мыслим интерьер столовых в дворянских усадьбах. Он не только выполнял бытовую функцию, но и был свидетельством богатства и художественного вкуса хозяев. В большие фарфоровые сервизы входило множество предметов: помимо тарелок, чашек, блюд - разнообразные лотки, сухарницы, корзины, соусники, сосуды для специй, солонки, чашки для крема или суфле и т.д. Потребность в них была большой, так как они подавались каждому гостю отдельно. Интересно, что непременными в таких великолепных сервизах были всевозможные горки для фруктов, вазы для цветов и даже маленькие настольные статуэтки.
-
Коллекция дымковской игрушки В.П. Племянниковой 1980-е гг.
Автор коллекции – мастерица дымковской игрушки - Валентина Петровна Племянникова, заслуженный художник России, в изготовлении дымковской игрушки трудится уже более 55 лет и проводит свои семинары по изготовлению этой красоты. В.П. Племянникова родом из тех мест Вятской губернии, где издавна занимались изготовлением народной игрушки, в народе называемой ласково «дымка». Мастерица получила знания и навыки лепки, раскраски и украшения дымковской игрушки от дымковских мастериц З.В. Пенкиной, Е.3. Кошкиной, 3.И. Казаковой и стала обладательницей их тайн рождения и сохранения традиций в изготовлении этой игрушки.
Коллекция «Воткинск в дымковской игрушке В.П. Племянниковой» находится в фондах Музея-усадьбы П.И. Чайковского, где весной 1985 года произошло первое знакомство жителей родины П.И. Чайковского с творчеством мастерицы. Приезд в Воткинск весной 1985 года вдохновил Валентину создать образ Воткинска времени детства П.И. Чайковского доступными ей художественными приёмами дымковской игрушки. Весной 1986 года «воткинская» коллекция была передана в «Музей-усадьбу П.И. Чайковского.
Композиции и сюжетные образы игрушек интересны и необычны, так как отражают провинциальный уклад жизни Воткинского поселка – родины всемирно-известного композитора П.И. Чайковского, почитавшего народный образ жизни и народное творчество.
-
Коллекция колокольчиков
Колокольчик - одни из символов русской культуры. На Руси каждый день утром и вечером, с рождения и до смерти русский человек слышал колокольный звон, но колокола звенели не только в соборах и церквях. Много событий на Руси тесно связаны с колокольчиками и бубенцами, с колокольным звоном.
Настольный колокольчик оставался неотъемлемой деталью убранства русского жилого интерьера на протяжении всего XIX в., вплоть до появления электрического звонка. Чаще всего колокольчики изготавливали из бронзы - металла, поддающегося изящной обработке при относительной дешевизне, из которого к тому же можно было извлечь необходимую для этого рода предметов звонкость. Колокольчик являлся не только инструментом для вызова прислуги. Стоявший на письменном рабочем столе в кабинете должностного лица или на туалете великосветской дамы, он представлялся вещицей, украшающей повседневный быт владельца. Его часто подбирали в соответствии со стилевым решением окружающих предметов - кабинетной бронзой, письменным прибором (иногда колокольчик входил в комплект с чернильницей), канделябрами, мебелью.
Настольные колокольчики часто делали в виде фигурок, особенно женских, с широкой юбкой, напоминающей колокол по форме. В богатых домах колокольчики для вызова слуг были в каждой комнате - обеденные, будуарные, для спальни. На протяжении около полутора столетий, с конца XVIII до начала XX в., поддужные колокольчики, использовались главным образом в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренника. Ямщик, тройка, колокольчик, бубенчик - все это в основном атрибуты.
Прежде всего надо указать на роль колокольчика как сигнального средства. До его появления долгое время ямщики, приближавшиеся к почтовой станции, предупреждали о своем прибытии залихватским громким свистом. Но сложившиеся веками в русском сознании традиции и обычаи соотносили свист прежде всего с разбойными людьми. Исправить положение со свойственной ему решительностью взялся Петр Первый. При приближении к почтовой станции ямщикам надлежало использовать медный европейский рожок. Однако ямщики массово игнорировали царское нововведение, за что их били батогами. Медный рожок был совершенно непригоден в зимнее время. Почтовый рожок сохранился, но всего лишь как символ. Колокольчик же быстро полюбился ямщикам и с успехом исполнял роль почтового рожка. Колокольчик, подвешенный под дугой почтовой или курьерской тройки, стали называть поддужным или почтовым (ямским). Почтовые тройки использовались для перевозки не только почты, но и пассажиров, а также для катания в праздники.
Особый интерес представляют надписи, которые наносились на поддужных колокольчиках. Эти тексты рассказывают о мастере, месте и дате изготовления, памятной причине выпуска изделия, благодаря которым мы теперь знаем имена этих народных умельцев. На колокольчиках как украшение широко применяли орнаменты, кресты, круги, жемчужная нить, сетка, а также звезды; встречались и орлы, среди которых преобладали одноглавые. Примерно с середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать ошейники с укрепленными на них гирляндами бубенцов. Одним из древнейших типов колоколов являются пастушьи колокольчики. С древности, их делали не литыми, а кованными из железа. Во многих странах мира именно кованое железо считалось способным противостоять любой магии. На Руси такие колокольчики назывались боталами или клепалами, так как изделие склепывали (сшивали) по бокам заклепками. В конце XIX - начале XX веков появляются литые ботала, чуть сплюснутые, конической формы, однако они не получили большого распространения. У ботала глухой, неяркий голос, и сделано это сознательно. Замечено, что волки, медведи и прочие звери, способные причинить вред скоту, боятся глухого, неприятного звука ботала и не реагируют на звонкие, мелодичные голоса сувенирных колокольчиков. Кроме того, пастуший колокольчик исполняет и сигнальную функцию, помогая найти заблудившееся животное.
Старинные колокольчики и бубенцы давно утратили свое функциональное назначение и превратились в произведения декоративно-прикладного искусства и предметы коллекционирования. Но по-прежнему волнует душу их мелодичный звон, словно напоминая о дальних дорогах.
В коллекции колокольчиков музея-усадьбы П.И. Чайковского на 2019 год находится 23 единиц хранения, из них 10 колокольчиков поддужных, 5 колокольчиков настольных, 4 колокольчика подшейных и 4 ботала. Большинство колокольчиков поступило в фонды музея от частных лиц г. Воткинска и г. Ижеска. Среди экспонатов музея наиболее интересными являются: Настольные колокольчики, переданные на постоянное хранение в фонды музея из Государственного Эрмитажа в 1968 году. Поддужные колокольчики с надписями: "По заказу зав. гора Спир. Клюикова въ с.Пурихъ Нижег. губер"; "БРАТЬЯ ГОММУЛИНЫ ВЪ ПАВЛОВЕ 1877".
Колокольчики активно используются музейщиками в работе с детьми на мероприятиях и тематических экскурсиях при ознакомлении с народной культурой.
Алена Елькина, хранитель музейных предметов научно-фондового отдела.
-
Изделия из бисера
Бисер – это мелкие круглые или многогранные шарики из цветного стекла, реже - металла, со сквозным отверстием для низания. Изделия, выполненные из сотен блестящих разноцветных бусинок, всегда смотрятся празднично и нарядно. Неудивительно, что наши предки тоже ценили эти поделки. Период наибольшего расцвета искусства бисера в России – первая половина 19 века. Ни один интерьер дворянской усадьбы 19 века невозможно представить без декора в виде вышивок.
Одним из основных видов бисерного рукоделия являлась вышивка. Иглы для работы использовали как обычные, так и очень тонкие, без утолщения для ушка. Для самого мелкого бисера вместо иглы использовали расщепленную с одного конца щетинку. При полной зашивке бисером вышивали на холсте. Также для вышивки использовалась перфорированная бумага. Нитки чаще всего использовались льняные.
Бисерная вышивка использовалась, главным образом, для изготовления плоских предметов: настенных панно, плоских сумочек, кошельков, вставок в шкатулки, портмоне, записные книжки. При изготовлении объемного или круглого изделия использовали вязание крючком, реже – на спицах. Сюжеты и орнаменты для бисерных изделий были очень разнообразны. Рисунки рукодельницы чаще всего выбирали по схемам, печатавшимся в специальных изданиях по руководству изготовления предметов из бисера.
В самом конце ХVIII века в России появляется пришедшая из Европы мода на дамские сумочки, расшитые бисером. Изначально их форма была овальной или прямоугольной. Сверху они стягивались шнурком для ношения через руку. Сумочки были непременным аксессуаром, дополняющим наряд дам и барышень, выходящих в свет. В первой трети ХIХ века в России появляется большое количество бытовых предметов с бисерным декором.
Несмотря на то, что коллекция изделий из бисера в музее невелика, всего 8 предметов, она представлена в различных бытовых предметах: дамские сумочки, панно с цветочными композициями, бисерная вставка на шкатулке со сценой в восточном стиле. Выполненные в техниках вышивки и вязания, изделия из бисера поражают изяществом и красотой.
Часть изделий данного вида декоративно-прикладного искусства представлены в постоянной экспозиции музея, напоминая не только о модном занятии и о женском мире, отраженном в атмосфере дворянской усадьбы.
Елена Елькина, хранитель музейных предметов
-
2. Изобразительные источники
-
Коллекция икон первой половины XIX – начала XX вв
Небольшая коллекция икон, включает в себя 14 произведений первой половины XIХ- начала XX вв. Собиралась коллекция для обновлённой экспозиции мемориального дома, открывшейся к 150-летию П.И. Чайковского.
Особое место в собрании занимает икона «Образ Пресвятой Девы Марии». Эту икону в 1837 году подарил Илье Петровичу Чайковскому архимандрит Соликамского Свято-Троицкого монастыря Илья. Серебряный оклад для иконы Илья Петрович заказал известному вятскому мастеру Дмитрию Агафонову. Образ Пресвятой Девы Марии сопровождал семью Чайковских весь период воткинской жизни. Являясь свидетелем рождения всех детей в семье Чайковских, в том числе и будущего великого композитора, она стала дорогой и любимой семейной реликвией, ее бережно хранили и передавали из поколения в поколение. В середине ХХ века образ Девы Марии был передан в дар музею Н.И. Алексеевой-Чайковской, племянницей композитора.
-
Коллекция почтовых открыток: «Пирожки» с Чайковским»
Фестиваль «На родине Чайковского» - значимое событие в культурной жизни Удмуртии.
Самым главным достижением фестиваля является приобщение зрителей к классической музыке. В
мероприятии принимают участие лучшие исполнители и коллективы России и мира. Начиная с 1958
года, каждая весна на родине композитора освещается ярким талантом участников и расцветает
богатством красок звучащей классической музыки.
В рамках фестиваля к дню рождения П.И. Чайковского, 6 мая 2016 года, на родине великого
русского композитора в городе Воткинск в Государственном мемориально-архитектурном комплексе
«Музей-усадьба П.И. Чайковского» прошла торжественная церемония спецгашения маркированных
конвертов и почтовых карточек, выпущенных к данному событию.
По заявке Удмуртского филиала Почты России был изготовлен специальный штемпель с
переводной датой, посвященный ежегодному музыкальному фестивалю «На родине П.И. Чайковского».
На нем изображен фрагмент клавира «Танец маленьких лебедей» (из балета «Лебединое озеро»).
Спецгашение позволяет увековечить память о нашем великом земляке, а конверты, погашенные
уникальным художественным штемпелем, традиционно занимают почетные места в коллекциях
филателистов всего мира.
После процедуры спецгашения все желающие смогли принять участие в акции «Открытка из
Ижевска», которая проводилась Удмуртским филиалом Почты России совместно с компанией «Центр
Высоких Технологий». Акция регулярно проводится по значимым событиям Удмуртии. К каждому
мероприятию печатаются разные открытки в ограниченном тираже. Среди них забавные открытки
«пирожки».
«Пирожки» (они же «перашки») – малый поэтический жанр, получивший широкое
распространение в интернете. В 2003 году Владислав Кунгуров опубликовал несколько ироничных
четверостиший, написанных белым четырёхстопным ямбом, без прописных букв и знаков препинания.
Цикл «Пирожки» и положил название всему жанру.
Посетители мероприятия смогли отправить по почте уникальные почтовые карточки в любую
точку мира. Для этих целей Почтой России был установлен почтовый ящик.
-
Коллекция сценографии произведений
Коллекция сценографии, хранящаяся в фондах Музея-усадьбы П.И. Чайковского, большей частью посвящена творческому наследию гениального русского композитора П.И. Чайковского. Музейное собрание декораций и костюмов к музыкальным произведениям композитора охватывает разные временные отрезки театральных постановок художников-сценографов начиная с 1938 г. вплоть до 1984 г.
В музейной коллекции собрана сценография опер и балетов П.И. Чайковского: «Пиковая дама», «Мазепа», «Чародейка», «Евгений Онегин», «Иоланта», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». В основном присутствуют эскизы декораций к опере «Евгений Онегин», сцена «Дуэль» художников Лушина А.Ф., Ситникова Н.В., Иванова И., Севастьянова И.В. В единичном экземпляре представлены эскизы декораций к опере «Иоланта» А.Ф. Лушина, «Мазепа» Л.А. Фёдорова, к балету «Спящая красавица» И.В. Оболенского.
Музей располагает сценографией крупнейших театральных художников: Азизян М., Старженецкой Т.Г., Юнович С.М., Бруни Т.Г., Иванова И., Золотарева А., Стенберга Э.Г., Поваго Н., Севастьянова И.В., Белых В.Л., Лушина А.Ф., Ситникова Н.В., Бенедиктова С.Б., Оболенского И.В. и др., представлявших свое творчество на крупнейших всероссийских выставках. Коллекции поступали преимущественно из Государственного Академического Большого Театра в Москве и Ленинградского академического Малого театра оперы и балета.
Эскизы декораций и костюмов, собранные в коллекции музея, различны по содержанию сюжета, технике написания и цветовой гамме, но их объединяет глубокая связь, которая существует между музыкой П.И. Чайковского и искусством красок и форм: в каждом отдельном эскизе художественное и пластическое решение театральной постановки в той или иной мере оказывается предопределённым, обусловленным музыкой. Богатство цветовых оттенков, мягкость тонов, прозрачность красок сценографии Юнович С.М. наряду с декоративными элементами в форме завитков в стиле рококо Арефьева В. соседствуют с глубокими таинственными планами Старженецкой Т., лёгкостью и воздушностью декораций Азизян М.
Сценография балетов П.И. Чайковского представляет отражение детских впечатлений в творчестве композитора, помогает создать соответствующее настроение, почувствовать атмосферу времени, расставить нужные акценты.
-
Коллекция живописи и графики
Музейная коллекция живописи и графики XIX – XX веков насчитывает около 700 единиц хранения. Это произведения масляной и темперной живописи, рисунки, графические листы и гравюры.
Основой коллекции являются художественные произведения, запечатлевшие образ П.И. Чайковского, членов его семьи и окружения, мест, связанных с именем композитора. Среди них: живописные портреты родителей композитора - Александры Андреевны и Ильи Петровича Чайковских, клинские и воткинские этюды В.А. Жарского и А.Н. Михраняна, акварели П.А. Алякринского и Т.Г. Старженецкой.
Особое место в собрании изобразительных источников занимают работы членов Общества воткинских художников. Они разнообразны по стилю, но объединены общей темой – красотой природы Прикамья, которая когда-то пленяла воображение будущего композитора. Авторами работ являются, как художники старшего поколения – П.И. Соломенников, Л.Г. Костылев, П.А. Глушков, Я.В. Завируха, так и учащиеся художественных школ и училищ - победители конкурса «П.И. Чайковский глазами детей».
-
Историческая картография
Географическая карта во все времена являлась не только пространственным изображением, соединявшим материки, страны и отдельные регионы, но и отражением определённого исторического и культурного этапа развития человечества, приближая события прошлого и объединяя их с настоящим.
Коллекция картографии музея невелика, основной фонд содержит девять единиц хранения ХVII – начала ХХ веков. В фонде собраны преимущественно книжные гравюры на отдельных листах. Часть из них на английском языке с масштабом в британских милях. Рисованные Дж. Ассетоном и выгравированные Дж. Шури, карты были отпечатаны в Лондоне в издательстве Томаса Тегга.
Все карты в коллекции подлинные, большинство из них были переданы в дар музею жительницей г. Воткинска Капиталиной Константиновной Чебкасовой в апреле 1998 г. и принадлежали её деду - купцу III гильдии, проживавшему в Воткинском заводе.
Замечательным примером французской школы картографии XVII века является гравированная карта Николаса Сансона «Великая Тартария», датированная 1670 годом. На карте изображены земли Тартарии (так западные географы называли неисследованную область от Каспийского моря до Тихого океана), а также сопредельные территории Китая и Средней Азии, показана территория от Северного Ледовитого океана до Монголии, от Белой России и Персии до Китая и Кореи, города - Архангельск, Казань, Хлынов (он же Вятка, он же Киров), Тобольск, Тюмень, и др. Это произведение картографического искусства интересно ещё и тем, что здесь приведены сразу несколько вариантов одних и тех же географических названий. Синонимами являются следующие названия: Moal, Mongal, Magol. На территории современной Индии мы видим MogolInde.
В музейной картографической коллекции имеются экземпляры и на русском языке: Карта Российского государства XVIII века, на которой изображено Северное полушарие, включая пространство Западной Европы. А также карта по важнейшему событию русской и мировой истории первой половины ХХ столетия - Карта Европейской войны 1914-1918 гг. Красным карандашом и чёрной тушью на карте сделаны пометы военных действий.
Алёна Елькина, хранитель музейных предметов
-
3. Документальные источники (архивные фонды)
-
Мемориальные документы П.И. Чайковского
Основой архивного фонда «П.И. Чайковский. (1840 - 1893), композитор, профессор, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, доктор Кембриджского университета» стали материалы Дома-музея П.И. Чайковского в Клину, переданные в Воткинск в 1939-1940 гг. для создания первой экспозиции. Родственники П.И. Чайковского: братья, племянники Давыдовы, их дети, создававшие после смерти композитора клинский музей в доме последних лет его жизни, способствовали становлению и развитию воткинского музея композитора. В период с 1942 по 1980-е гг. в Воткинске побывали Ю.Л. Давыдов и К.Ю. Давыдова, И.Ю. Соколинская, Е.Д. Гершовский, Н.И. Алексеева-Чайковская, которые делали дары музею, в том числе фотографии и копии документов, отражающие факты жизненной и творческой биографии композитора, мемориальные вещи композитора. Среди наиболее ценных и интересных предметов фонда П.И. Чайковского следует выделить визитные карточки композитора на русском, немецком, французском языках, двойной лист почтовой бумаги, карточку почтовую с фигурным обрезом края и конверт с водяными знаками и с вензелями под серебро «ПЧ». За свою жизнь Чайковский написал несколько тысяч писем, которые смело можно назвать шедеврами эпистолярного жанра. В письмах – вся его жизнь, с ее взлетами и падениями, печалями и радостями, в них – творческие успехи и разочарования композитора, его мысли и чувства. Для писем у Петра Ильича были «особые» конверты и бумага. Сюжет водяных знаков на конверте и бумаге, хранящихся в музее, был по-особому дорог композитору. Это изображение памятника всаднице на коне и надписи «Jeanne d’Arc ANNO DOMINI 1429». Впервые П.И. Чайковский познакомился с жизнеописанием героини Франции в Воткинске в 1847-1848 гг., тогда же он посвятил ей стихи на французском языке, а с конца 1878 г. по февраль 1881 г. он трудился над созданием оперы «Орлеанская дева» – о жизни и подвигах Жанны д’Арк. Вероятно, в это время Петр Ильич заказал конверты и бумагу, представляющие в наши дни огромную ценность. Особо ценным музейным предметом фонда композитора является и автограф П.И. Чайковского, представляющий собой дарственную надпись Александре Петровне Юргенсон. Автограф выполнен естественными чернилами на форзаце печатного издания, вероятно подаренного дочери своего издателя, и имеет дату: 26 ноября 1880 г. Представляют интерес печатные издания, выпущенные в период с 1893 по 1940 гг., и посвященные П.И. Чайковскому. В том числе журнал «Солнце России» 1913 г., специальный номер, посвященный 20-летию со дня смерти П.И. Чайковского, с дарственным автографом владельца; журнал «Огонек», вышедший к 100-летию композитора; афиша, анонсирующая прижизненный концерт, организованный Русским Императорским Музыкальным обществом 28 марта 1883 г.; журнальные публикации с материалами о похоронах композитора.
Архивный фонд П.И. Чайковского пополняется материалами, переданными из других музеев и от частных лиц, а также за счет заказов Ветринского музея на изготовление копий из Ленинградского архива кино-фотодокументов, на сегодняшний день включает 128 музейных предметов.
-
Документы Камско-Воткинского горного округа
Архивный фонд состоит из 155 музейных предметов, имеющих отношение к истории формирования и развития Камско-Воткинского горного округа (КВГО). Первые материалы фонда составили подлинные рукописи: «Книга актов о приемке Воткинского завода горным начальником И.П. Чайковским. Опись списком о заводском имуществе по 1 Мая 1837 г.» и «Дело о сдаче Воткинского завода горным начальником И.П. Чайковским по состоянию на 1 Января 1848 г.», переданные музею в 1939 - 1940 гг. архивом Воткинского завода. Поражает объем этих книг: первая книга написана на 1220 листах, вторая – на 1167 листах. Они содержат подробное описание завода, поименно перечисляют всех рабочих и инженеров, дают сведения о казенных строениях. Дом горного начальника значится в этой книге за №1. В актах описан общий вид дома: «Дом под №1, деревянный, построен в 1806 году, с пристроем с задней стороны, для помещения кладовой и кухон;… крыша на всем строении по деревянным стропилам покрыта досками в два ряда; под крышей устроен деревянный карниз, при мезонине оштукатуренный с модулионами; стены дома снаружи оштукатурены, окна и двери украшены наличниками и сандриками; при доме 3 наружных крыльца, каждое в 6 ступеней, одно из них парадное, с сенями и ретирадою…». Дано подробное внутреннее описание дома, в котором указаны размеры каждой из комнат, перечислены все двери, окна, ручки, шпингалеты, печные душники и т.д.: «в доме 11 комнат,… все оштукатурены, при потолках с карнизами, и окрашены разных цветов красками; в них 18 дверей двухстворчатых на 24 парах шалнер, с 12 замками и 12 пар шпингалетов и 5 одностворчатых на железных 5 парах петель, с 10 железными скобами, 5 крючками и 2 замками…». Эти рукописные книги имели огромное значение при создании Музея-усадьбы П.И. Чайковского, являясь источником важнейшей информации.
Пополнение фонда происходило в процессе собирательской деятельности сотрудников музея и поступлений новых материалов от коллекционеров и старожилов Воткинска, начиная с 1950-х гг. В процессе отбора приоритет отдавался документам, характеризующим Воткинск на период жизни здесь семьи Чайковских в 30-40 гг. XIX в. Особую ценность имеют заводские документы за подписью горного начальника И.П. Чайковского - отца будущего композитора П.И. Чайковского. В том числе послужные списки И.П. Чайковского, где есть сведения о составе его семьи, литографированный портрет А.Ф. Дерябина, рисунок Воткинского завода, сделанный В.А. Жуковским, в фотокопиях и др. материалы. Ценность имеют также материалы, которые предшествовали жизни семьи Чайковских в Воткинске и те, что отражают жизнь КВГО до завершения его существования в 1918 г. В том числе копии планов Воткинского завода конца XVIII - XIX вв., документы конторы Воткинского завода 1855-1882 гг.: служебные письма администрации завода, удостоверения и расчетные книжки рабочих, сопроводительное письмо Штаба Корпуса горных инженеров для получения Воткинским заводом иностранных журналов. А также личные документы мастеровых завода: расчётная книжка Фёдора Ивановича Овчинникова, свидетельство об освобождении от обязательной службы Ильи Андреевича Пьянкова и др. управленческая документация кон. XIX – нач. ХХ вв. Представляют интерес материалы, отражающие жизнь населения заводского поселка. Преимущественно это документы на недвижимость: планы домов, акты о передаче усадебной земли, записи о задатках и др., связанные с покосными и пр. делами, указ о расторжении брака, справка лесничего, а также документы, принадлежащие коренным воткинским жителям: А.А. Кривощёкову, А.Ф. Ерыпалову, Ф.И. Овчинникову, А.В. Макарову. Представляют интерес документы семейного архива семьи Красильниковых, принадлежащие В.В. Красильниковой (Трифоновой), её родным и близким. Особую ценность имеют рукописные тетради Красильниковых-Трифоновых с нотными записями певческого репертуара, эти тетради, претендуют на уникальность, так как дают представление об общем образовательном и музыкальном уровне жителей воткинского посёлка. Отдельный раздел фонда посвящен печатным изданиям, имеющим отношение истории округа. В том числе типографское издание 1822 г. – «Таблицы для взаимного обучения арифметике, изданные Высочайше утвержденным при Министерстве духовных дел и народного просвещения Комитетом для учреждения училищ взаимного обучения», которые применялись в школах КВГО. А также печатные издание, связанные с развитием в Воткинске потребительских обществ и относящиеся к истории судостроения: учёт приказчика и спецификации буксирного парохода и морской наливной шхуны. В фонд включена библиографическая редкость - книга 1866 г. мастера Воткинского завода Ф.Т. Бердникова о контуазско-пудлинговом способе выделки железа, а также книга доктора медицины И. Спасского «Санитарные очерки Воткинского завода. Химический анализ вод, употребляемых в пищу и питье жителями Воткинского завода». Из последних поступлений фонда - сборники, отражающие результаты исследований исторических местностей, входящих в Камско-Воткинский горный округ.
-
Материалы Клинского Дома-музея П.И. Чайковского
В связи с начавшейся Великой Отечественной войной основные фонды Государственного Дома-музея П.И. Чайковского в Клину 25 августа 1941 г. были эвакуированы в Воткинск, они прибыли на родину П.И. Чайковского 2 сентября 1941 г. и находились здесь до ноября 1944 г. Среди сотрудников, эвакуированных в Воткинск, был Юрий Львович Давыдов (сын сестры композитора), а также внучатая племянница П.И. Чайковского Наталья Ипполитовна Чайковская. Через некоторое время прибыли известные музыковеды – Василий Васильевич Яковлев и Григорий Борисович Бернандт. Разместились клинчане в Воткинске в небольшом двухэтажном здании по адресу ул. Кирова, дом № 20, в помещениях на втором этаже, где до войны размещались Гороно и редакция газеты «Ленинский путь». Воткинский музей, находившийся в глубоком тылу, не смог разместить у себя клинчан: с началом войны музейная экспозиция была свернута, и в доме детства композитора разместился госпиталь, а затем общежитие курсантов летного училища. Все музейные экспонаты были перенесены в небольшое левое крыло. Эвакуированный коллектив Дома-музея П.И. Чайковского, вел в Воткинске большую музыкально-просветительскую и научную работу. В условиях военного времени эта работа приобрела особый политический смысл, который сотрудники музея сформулировали следующим образом: «показать лицо озверелого фашизма – врага культуры, и повсеместно пропагандировать жизнь и творчество композитора-патриота П.И. Чайковского». Клинский коллектив провел на родине композитора 153 мероприятия. Это были лекции, концерты, беседы-читки в палатах госпиталя, в цехах машиностроительного завода и других предприятиях. Сотрудники музея собрали вокруг себя Актив из трудящихся Воткинска, активисты помогали музейщикам в массовых мероприятиях, а те, в свою очередь, оказывали помощь в художественной самодеятельности завода. Экскурсионная работа основывалась на эвакуированных из Клина фондовых предметах, которые были представлены как «бытовые уголки». Подготовить предметы к экспонированию помог Павел Дмитриевич Ступишин, известный в Воткинске столяр-краснодеревщик, музейная экспозиция была открыта в начале 1942 г. В феврале 1942 г. директором Воткинской группы музея был назначен приехавший в эвакуацию Е.Д. Гершовский, к «бытовым уголкам» добавились биографическая экспозиция и временные тематические выставки. Тематика лекционной работы была сконцентрирована вокруг личности великого русского композитора П.И. Чайковского, а также знакомила с жизнью и творчеством других композиторов. Специальные лекции были подготовлены к юбилейным датам литературных деятелей. Посетителям демонстрировался документальный фильм «Чайковский». Ряд вечеров был посвящен теме разгрома фашистами исторических памятников русской культуры, устраивались и детские музыкальные утренники. В помещении музея были организованы «Музыкальные среды», на которых читались лекции и проводились концерты. Эти вечера были особенно популярны в Воткинске, на них слушали музыку Чайковского, Моцарта, Бетховена и в живом исполнении и в грамзаписи. В целях повышения квалификации сотрудников был организован семинар по изучению трехтомника М.И. Чайковского «Жизнь П.И. Чайковского», проводились собеседования. Сотрудники музея под руководством В.В. Яковлева готовили научные доклады, изучали методику фондовой и исследовательской работы. Музыковеды вели активную исследовательскую и популяризаторскую работу, писали статьи о жизни и творчестве Чайковского, которые публиковались в газете «Ленинский путь». Осенью 1943 г., в канун 50 годовщины со дня смерти П.И. Чайковского, Совнарком УАССР принял постановление о возобновлении деятельности Воткинского музея. Мемориальный дом был отремонтирован и подготовлен к приему посетителей. Подготовкой новой экспозиции музея, которую планировали открыть к 105 годовщине со дня рождения П.И. Чайковского в мае 1945 г., занимались клинчане. Проект разрабатывал ленинградский художник В.А. Сулима, но притворить его в жизнь не успели: пришел приказ о реэвакуации Клинского музея. 9 ноября клинчане «тронулись в путь и 16 ноября приехали в Клин». Деятельность Государственного Дома-музея П.И. Чайковского в Воткинске была продиктована не столько острой необходимостью в связи с трагическими страницами в истории нашей родины, но горячим энтузиазмом музейных работников, понимающих огромную роль мирового искусства. Инициативная группа клинчан: Ю.Л. Давыдов, Е.Д. Гершовский и К.Ю. Давыдова были награждены грамотами Верховного Совета Удмуртской Республики за пропаганду творчества Чайковского и эстетическое воспитание жителей г. Воткинска и района. Их роль в культурной жизни Воткинска в годы Великой Отечественной войны неоценима.
-
Архивный фонд №1 "Борис Яковлевич Аншаков"
ФОНД №1 «Б.Я. АHШАКОВ (1947-1985), ЗАВЕДУЮЩИЙ HАУЧHО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ОТДЕЛОМ, ЗАСЛУЖЕHHЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»
ИСТОРИЯ ФОНДООБРАЗОВАТЕЛЯ
Борис Яковлевич Аншаков родился 21.07.1947г. в городе Воткинске. Трудовую деятельность начал в качестве слесаря-сборщика Воткинского завода в 1965г. С апреля 1968 по август 1970 работал литсотрудником в газете «Ленинский путь». В 1969г. поступил на заочное отделение филологического факультета Пермского государственного университета имени А.М. Горького, который закончил в 1975г. C 25.08.1970г. и до своей трагической гибели летом 1985г. работал в Доме-музее П.И. Чайковского, сначала старшим научным сотрудником, а с 1978г. возглавил научно-исследовательский отдел. Б.Я. Аншаков много сделал для создания прочных просветительных традиций музея, был первым проводником в жизнь таких форм пропаганды классической музыкальной культуры, как Музыкальные четверги, Музыкальные субботы, вечера-встречи с представителями творческой интеллигенции и т.д. Его экскурсии по музею, лекции о П.И.Чайковском, а также по эстетическим и литературным проблемам вызывали повышенный интерес и благодарные отзывы слушателей, посетители приходили в музей специально послушать Аншакова. Он стал соавтором новой экспозиции, работавшей в музее в период с 1972 по 1989гг. и автором первого музейного путеводителя «Дом-музей П.И. Чайковского», вышедшего в издательстве «Удмуртия» в 1974г.
В 1975-1985гг. Б.Я. Аншаков был инициатором и организатором проведения в Воткинске, на родине П.И. Чайковского, Всесоюзных научных конференций по темам:
- И.П. Чайковский. К 180-летию со дня рождения. 1975г.
- П.И. Чайковский и русская литература. 1978г.
- П.И. Чайковский и Урал. 1980г.
- П.И. Чайковский и театр. 1982г.
- П.И. Чайковский и изобразительное искусство. 1985г.
По материалам этих научных конференций были изданы сборники, в которых были опубликованы исследования историков и краеведов, в том числе научные труды Б.Я. Аншакова:
- Отец композитора. - В сб.: Илья Петрович Чайковский. Жизнь и деятельность. Ижевск. «Удмуртия». 1979г. С.76-94.
- О некоторых чертах художественного мира П.И. Чайковского и особенностях осмысления пушкинских образов в опере «Пиковая дама». - В сб.: П.И. Чайковский и русская литература. Ижевск. «Удмуртия». 1980г. С.125-143.
- Воткинское музыкально-драматическое общество имени П.И. Чайковского. – В сб.: П.И. Чайковский и Урал. Ижевск. «Удмуртия». 1983г. С.60-64.
Б.Я Аншаков участвовал в подготовке следующих изданий: путеводителя «Дом-музей П.И. Чайковского. «Удмуртия», Ижевск, 1978г.» (второе издание); «Рифей. Историко-литературный сборник. Вып. 2. Южно-Уральское изд-во. Челябинск, 1979г.», «Памятные места в СССР. Дом-музей в Воткинске. Комплект открыток. Издательство «Планета». Москва. 1979г.», «Братья Чайковские. Очерк. «Удмуртия», Ижевск, 1981г.», «Воткинск. Летопись событий и фактов. «Удмуртия», Устинов. 1985г.»
Аншаков был участником научно-практической конференции краеведов Урала, его статья «П.И. Чайковский и Урал» была опубликована в сборнике «Пятые Уральские бирюковские чтения. Краткие тезисы докладов и сообщений. Челябинск. 1980г.»
Круг интересов и масштаб исследований Аншакова отражается в периодической печати, где публиковались статьи Бориса Яковлевича. В газете «Ленинский путь» (Воткинск):
- Возрождение. 28 октября 1970г.
- Сегодня в Доме-музее П.И. Чайковского. 15 мая 1971г.
- Юбилейный посетитель. 16 апреля 1971г.
- Кирилл Кондрашин. 16 мая 1973г.
- Вольдемар Нельсон. 23 мая 1973г.
- Приглашение к музыке. 2 октября 1973г.
- В нашем музее. 22 февраля 1974г.
- Музыка на родине композитора. 16 мая 1974г.
- Драматург, брат композитора. 13 мая 1975г.
- Дела музейные. 16 августа 1975г.
- В дар музею П.И. Чайковского. 14 октября 1975г.
- Неистовый романтик. 24 января 1976г.
- П.И. Чайковский и Большой театр. 20 марта 1976г.
- Чайковский и поэзия. 18 сентября 1976г.
- Отец великого композитора. 21 сентября 1976г.
- Испытатель подводной лодки. 22 сентября 1976г.
- На экране – музыка П.И. Чайковского. 6 мая 1977г.
- Главный оркестр страны. 17 мая 1978г.
- Л.Н. Толстой и П.И. Чайковский. 19 июля 1978г.
- Быть заповеднику. 9 августа 1978г.
- Песни родины П.И. Чайковского. 16 августа 1978 г.
- Приглашает Дом-музей П.И. Чайковского. 9 сент. 1978г.
- П.И. Чайковский и русская литература. 21 нояб.1978г.
- Выставка едет в Клин. 25 января 1980г.
- Чехов и Чайковский. 29 января 1980г.
- Один день музея. 7 марта 1980г.
- Книга об якорях. 28 мая 19780г.
- Эхо фестиваля. Когда отзвучала музыка. 10 июня 1980г.
- К 50-летию Воткинска. Усадьбе прежний вид. 24.04.1984г.
- Музею П.И. Чайковского - 45 лет. 7 мая 1985г.
В журнале «Музыкальная жизнь» №13 (Москва):
- Отец композитора. 1977г.
В газете «Говорит и показывает Москва» (Москва):
- На родине П.И. Чайковского. 27 апреля 1980г.
В спецвыпуске газеты «Советская Удмуртия» (Ижевск):
- Здесь родился П.И. Чайковский. 1980г.
В газете «Комсомолец Удмуртии» (Ижевск):
- Испытатель подводной лодки. 18 сентября 1976г.
- Поиск ведет журналист. 17 марта 1983г.
В газете «Удмуртская правда» (Ижевск):
- Дом, хранящий память. К 145-летию со дня рождения П.И. Чайковского. 7 мая 1985г.
В газете «Трудовая вахта» (Воткинск):
- К 220-летию завода. Зарождение культурных традиций в Воткинске.
В газете «Путь Ленина» (п. Шаркан):
- На родине П.И. Чайковского. 29 апреля 1980г.
В газете «Красное Прикамье» № 35 (Сарапул):
- Рассказов из цикла «Мозаика» - от 27 февраля 1977г.
Б.Я. Аншаков - автор нескольких музыкальных передач, прозвучавших по Всесоюзному радио в период с 1976 по 1985 гг. Цикл радиопередач включал следующие темы:
- П.И. Чайковский в Москве. 6 мая 1976г., 1977г.
- Музыка в доме Чайковских. 17 января 1982г.
- П.И. Чайковский и воспоминания современников. 11.04.1982г.
- П.И. Чайковский. Страницы жизни и творчества. 7 мая 1983г.
- На родине П.И. Чайковского. Репортаж из Воткинска.03.05.1985г.
Сведения о Б.Я. Аншакове вошли в энциклопедические издания «Удмуртская Республика: Культура и искусство. Удмуртия, Ижевск, 2012г.», «Культурное наследие Воткинска. Удмуртия, Воткинск, Ижевск. 2014г.». Здесь были отмечены основные этапы его трудовой деятельности, дана характеристика его творчества и оценен вклад Б.Я. Аншакова в культуру родного города. Широта его творческой натуры нашла отражение и в средствах массовой информации, вот лишь некоторые авторские публикации о Б.Я. Аншакове:
1. Е. Пашаев. «Интересный и полезный лекторий».- В газете «Ленинский путь» № 77, 16 мая 1973г.
2. В. Лоншаков. «Дом-музей П.И. Чайковского». - В газете «Удмуртская правда», 24 февраля 1974г.
3. Е. Пермяк. «Увлекательное путешествие». – В газете «Советская культура» (Москва), 21 января 1975г.
4. И. Розенберг. «Душа обязана трудиться». – В газете «Удмуртская правда», 10 апреля 1977г.
5. И. Розенберг. «Воткинцев светлые имена. И это все о нем». - В газете «Воткинские вести», № 137, 5 сентября 1995г.
6. В. Гребёнкин. «Венец любви, венец признанья…» - В газете «Воткинские вести» № 88, 26 июля 1997г.
7. И. Розенберг. «Спасибо, что пришли…» - В газете «Воткинские вести» № 88, 26 июля 1997г.
Б.Я. Аншаков был активным общественником и неоднократно избирался на руководящие общественные должности, заносился на Доску Почета города Воткинска, награжден Почетными грамотами и знаками, ему было присвоено звание Заслуженного работника культуры Удмуртской АССР.
ИСТОРИЯ ФОНДА
После смерти Б.Я. Аншакова, документы его творческой деятельности отложились в фонде №5 истории Музея-усадьбы П.И. Чайковского. В 1997г. решением фондово-закупочной комиссии, учитывая неоценимый вклад, который внес Б.Я. Аншаков в развитие музея, в архиве был выделен личный фонд Б.Я. Аншакова. Основу фонда составили документы творческой деятельности: личные рукописи книг и статей, газетные публикации, тексты радиопередач, лекций, выступлений на конференциях, книги, печатные издания музея, пригласительные билеты, творческая переписка, благодарственные письма. Творческая переписка Аншакова содержит интересные сведения о научных конференциях, организованных музеем, его творческих планах и т.д. Кроме того в описи фонда включены работы других авторов, имеющие редакторскую правку Аншакова для сборников о Чайковском, тезисы докладов участников, приглашения, телеграммы, списки приглашенных, рукописи научных статей и фотографии.
Документы фонда Б.Я. Аншакова сгруппированы по следующим разделам:
1. Документы к биографии.
2. Материалы творческой деятельности.
3. Переписка по творческой деятельности.
4. Печатные издания.
5. Материалы, собранные фондообразователем по интересующим его вопросам творческой деятельности.
Все архивные материалы сформированы в 338 единиц хранения, на сегодняшний день личный фонд Б.Я. Аншакова насчитывает 440 документов.
-
4. Редкие книги
В коллекции редких книг Музея-усадьбы П.И. Чайковского (г. Воткинск) собраны издания начиная с XVII века.
В первую очередь это книги, отмеченные штампом Библиотеки Камско-Воткинского завода, начальником которого с 1837 по 1848 год был отец великого композитора Петра Ильича Чайковского. За время службы на заводе он пополнил численность библиотеки более чем на 800 томов, насчитывавшей к 1848 году около 1600 книг. Тематика книг была многогранна. Среди них третью часть составляла литература научно-технического содержания – по металлургии, горному делу, минералогии, механике, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках: «Traite de l’exploitation des mines» (1826г., Париж), «System der Metallurgie» Карла Бернанда Карстена (1832г., Берлин), «Archiv für Bergbau und Hüttenwesen» (1826г., Берлин) и другие. Отдельное место на книжных полках библиотеки в XIX веке занимали издания, относящиеся к отраслям промышленности, не связанных с деятельностью завода, например, востребована была серия книг Н.П. Мельникова, содержащая такие произведения как «Производство ржаных сухарей» (1879г.), «Производство халвы, рахат-лукума и кунжутного масла» (1882г.), «Бараки из кровельного толя, шведской папки и картона» (1879г.). Несомненным успехом должна была пользоваться «Энциклопедия русского городского и сельского хозяина-архитектора, садовода, землемера, мебельщика и машиниста», составленная П. Фурманом и изданная в Санкт-Петербурге в 1842 году. Наставления автора по обустройству зданий, начиная от их внешнего вида и заканчивая внутренним убранством и мебелью, и дополненные таблицами с расчетами, успешно применялись на практике. Кроме этого в библиотеке числились журналы и книги по естествознанию, медицине, исторические и географические описания, художественная и учебная литература, толковые и иностранные словари. Они использовались в горной школе, Окружном горнозаводском училище, для домашних чтений, популярных во времена проживания в Воткинске семьи Чайковских.
Хранятся в музее и книги, побывавшие за свою книжную жизнь в других местах, отдаленных от Воткинска на тысячи километров. Самая старая книга в коллекции музея – «Священная история», написанная на латыни христианским историком Сульпицием Севером, жившим на рубеже 4-5 веков н.э. Она была издана в 1626 году в Голландии Бонавентурой и Абрагамом Эльзевирами – представителями знаменитой династии голландских типографов-издателей XVI—XVII столетий.
В фондах музея встречаются книги из личных библиотек известных в дореволюционной России представителей дворянства, творческой интеллигенции. Среди них: книга 1804 года «Путешествие младшего Анахарсиса по Греции, в половине четвертого века до Рождества Христова» с экслибрисами-наклейками «Из книг Графа Дмитрия Николаевича Шереметева» и «Из книг Графа Сергея Дмитриевича Шереметева», книга воспоминаний известного французского государственного деятеля Этьенна Франсуа Шуазеля на французском языке («Memoires de M. le Duc de Choiseul», 1790г.), имеющая отношение к одной из старейших русских дворянских усадеб «Вязёмы» и принадлежавшая роду Голицыных. Книга на немецком языке, затрагивающая проблемы русской истории «Eröffnung eines Vorschlages zu Verbesserung der russischen Historie durch den Druck einer Stückweite herauszugebenden Sammlung von allerlen zu den Umständen und Begebenheiten dieses Reichs gehörigen Nachrichten», выпущенная в С.-Петербурге в 1732 году отмечена шрифтовым ярлыком зеленого цвета с надписью «ИЗ БИБЛIОТЕКИ К.И. НЕВОСТРУЕВА», известного филолога, исследователя славянских и греческих письменных памятников, археолога, члена Академии наук.
Часть редких изданий коллекции Музея-усадьбы отмечена штампами крупнейших дореволюционных учебных заведений. Например, на книге по астрономии, изданной в 1847 году во Франции, стоит штамп библиотеки Николаевской инженерной академии и училища. На истории французской литературы («Histoire de la literature francaise»), изданной на французском языке в 1849 году в С.-Петербурге остался след в виде штампа Полоцкого кадетского корпуса в Беларуси с изображением двуглавого орла. Небольшого размера штемпель голубого цвета библиотеки еще одного учебного заведения, Санкт-Петербургской духовной академии, стоит на двух других книгах из коллекции Музея-усадьбы. Это «Словарь географический Российского государства», изданный в 1804 году в Москве и 2-й том «Полного русско-французского словаря», 1824 года издания.
Большой интерес вызывает иллюстрированное издание небольшого формата со штампом книжного магазина Н. Киммеля «Sammlung von Schweizer Pflanzen. Nach der Natur und auf Stein gezeichnet von J.D. Labram». Книга карманного формата, изданная в Базеле, представляет собой красочное собрание растений Швейцарии, с текстом Йоханнеса Хегетшвейлера, дающего не только ботаническое описание, но и способы применения того или иного растения в медицине, а также указывающего места их произрастания, дополненное цветными литографиями художника Йонаса Давида Лабрама. Особенность их в том, что художник переносил свои эскизы на камень, а полученные с камня отпечатки вручную раскрашивал акварелью при помощи своей дочери Луизы. Работы Лабрама получались удивительно достоверные и удачные как с технической стороны, так и с точки зрения искусства.
Взяв с полки в фондохранилище сборник веселых, юмористических стихотворений, сказаний немецкого поэта и живописца первой половины 19 века Августа Копиша («Allerlei Geister. Märchenlieder, Sagen und Schwänze von August Kopisch»), можно увидеть отметку еще одного книжного магазина, на сей раз немецкого, принадлежавшего известному берлинскому королевскому придворному книгопродавцу Александру Дункеру. Книга была издана им же в 1848 году.
Более 30 книг в фондах музея имеют еще одну иностранную отметку: «GÖRITZ-LÜBECK-STIFTUNG 1882». Она принадлежит собранию из частных коллекций немецких учителей Вильгельма Любека и Эдуарда Гёрица, которые коллекционировали книги писателей и поэтов Германии XVI-XIX веков. 1882-й год, указанный на штампе, не случаен. Именно тогда библиотека была подарена городу Берлину. Книги со штампом Гёрица-Любека в коллекции Музея усадьбы представлены поэзией на немецком языке, изданной с 1765 по 1863 годы. Это произведения, часть которых издана еще при жизни авторов, среди которых известные немецкие поэты XVIII-XIX веков Кристиан Фридрих Даниель Шубарт, Эммануэл Гейбель, Христиан-Фюрхтеготт Геллерт, Август Вильгельм Шлегель, Мориц Хорн и другие. Поэтому ценность и историческая значимость таких книг особенно велика.
-
Книги композитора
Особенно ценны книги самого композитора. Учебник по гармонии, созданный П.И. Чайковским в период его преподавательской деятельности в Московской консерватории, был пользован не одним поколением студентов-консерваторцев, не утратил своего практического применения и в настоящее время. Книга издана в 1872 году в Московском музыкальном издательстве П.И. Юргенсона, которое издавало произведения Чайковского при жизни композитора, в 1868 году здесь было выпущено первое произведение П.И. Чайковского, а затем, на протяжении полувека, почти все его сочинения, значительная часть которых представлена в коллекции Музея-усадьбы П.И. Чайковского.
-
Библиотека Камско-Воткинского завода
Фондовая коллекция книг на русском, французском и немецком языках со штампами Библиотеки Камско-Воткинского завода относится ко времени воткинского детства Петра Ильича Чайковского. Книги были знакомы Чайковскому в детстве, постоянно читались в семье, взрастившей композитора.
-
Музейные сборники
-
Книги о композиторе
-
Русская музыкальная газета
В фондах музея-усадьбы П. И. Чайковского есть небольшая коллекция редких изданий, газет и журналов по музыкальному искусству. Это бесценные исторические документы, источники разнообразных сведений по всем областям российской и зарубежной музыкальной истории, и один из них- коллекция подшивки «Русская музыкальная газета» за 1905, 1907, 1911, 1914 и 1915 годы.
На вид это весьма скромный журнал среднего формата, объёмом в 10-20 страниц, без обложки. Но, несмотря на непритязательность своего внешнего оформления, журнал быстро завоевал признание музыкантов и любителей музыки.
«Русская музыкальная газета» впервые вышла в свет в 1894 году и продолжала издаваться в течение двадцати пяти лет. Периодически возникали проблемы, связанные с войной и революционными событиями, тем не менее, журнал регулярно информировал своих читателей о музыкальной жизни в России и за рубежом, прекратив свою деятельность в 1918 году.
Основателем «Русской музыкальной газеты» был крупнейший музыковед, музыкальный критик и общественный деятель России 19-начала 20 веков Николай Федорович Финдейзен (1868-1928). Помимо редактирования «Русской музыкальной газеты», он в последующие годы написал много солидных работ по истории русской музыки, читал лекции, а затем, уже в советское время, стал хранителем музея Ленинградской филармонии.
Среди первых сотрудников журнала-авторитетнейшие имена отечественной критики. Здесь выступали В.Стасов, Н. Кашкин, Ц. Кюи, С. Смоленский, И. Липаев, а затем и почти все русские критики, и музыковеды.
Первый раздел включал в себя развернутые статьи и очерки, второй большой раздел составляла хроника музыкальной жизни, третий раздел- «Библиография».
Одним из центральных был в «Русской музыкальной газете» исторический раздел: здесь печатались многие исследования, публиковались неизвестные материалы и документы к биографиям Бортнянского, Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, композиторов «Могучей кучки», долгое время существовал специальный раздел «Глинкиана». В журнале печатались также статьи, связанные с творчеством зарубежных композиторов-классиков и современных авторов, письма и мемуары музыкантов, отрывки из научных трудов, разрабатывались проблемы педагогики. С годами становилась интереснее и разнообразнее информация о музыкальной жизни за рубежом, позволявшая читателям быть в курсе всех важнейших событий. Не было такой области музыки, которой бы не касалась «Русская музыкальная газета». Помимо регулярных и весьма обстоятельных сообщений о концертной и театральной жизни, рецензий и информаций, корреспонденций с мест, на её страницах находилось место и для дискуссии, острой полемики.
В разные годы в качестве приложений в «Русской музыкальной газете» выпускались ноты и книги, а также выходил «Библиографический листок».
Елена Долганова, хранитель коллекции «Редкая книга»
-
5. Коллекция фотографий и негативов
-
Фотопортреты композитора
В коллекцию фотографий собраны портреты Петра Ильича Чайковского периода его композиторской деятельности. Авторами фотоснимков были известные и славные российские фотографы, среди которых – С.Л. Левицкий (1819-1898), К.А. Шапиро (1840-1900), А.К. Федецкий (1857-1902), фотограф императорских театров Н.И. Гундризен (2-я пол. XIX в.), фотоателье "Везенберг и Ко" (1880-1890-е гг.). В коллекции значительно выделяется фотопортрет П.И. Чайковского с дарственным автографом композитора его первой учительнице музыки в Воткинске Марии Марковне Пальчиковой (в замужестве – Логиновой). Снимок сделан в 1884 году в Санкт-Петербургском фотоателье С.Л. Левицкого, а в 1886 году был с благодарностью надписан композитором и отправлен в Вятскую губернию М.М. Логиновой. На снимке, под овалом изображения – надпись чернилами тёмно-коричневого цвета: "Марье Марковне Логиновой от старого ученика ее. П. Чайковский. 25 февр. 1886". Фотопортрет поступил на хранение в воткинский музей П.И. Чайковского во второй половине 1970-х годов от кировского журналиста и краеведа Романа Михайловича Преснецова. До этого периода фотография была неизвестна чайковсковедам, она всегда жила в единственном экземпляре и случайно была обнаружена Р.М. Преснецовым в разорванном виде у родственников учительницы П.И. Чайковского.
-
Фотопортреты родственников композитора
Самое раннее фотоизображение родных композитора относится к 1848 году, на семейном портрете, когда П.И. Чайковскому было 8 лет. Снимок отражает состав семьи в тот период, когда будущий композитор вместе с близкими родными (отцом, матерью, братьями и сёстрами) навсегда покинул Воткинск. Семейный фотопортрет был сделан осенью 1848 года, предположительно, в Санкт-Петербурге. Последующие снимки родных П.И. Чайковского отражают увлечение искусством фотографии в России в тот период. Снимки были сделаны в разных городах Российской империи и за её пределами, где в разные годы проживали родные композитора, у разных фотографов: Франц Мезер в Киеве, Василий Чеховский в Москве, Г. Билл (G.Bill) в Нью-Йорке, Иван Недешев и Генрих Деньер в Санкт-Петербурге. Знаменателен снимок П.И. Чайковского с братьями, сделанный в фотоателье А.Н. Пазетти в Санкт-Петербурге в 1890 году, в год 50-летия композитора. Снимок редкий, поскольку братья жили в разных городах и не имели возможности часто собираться вместе.
-
Специалистам
Специалистам (или будущим специалистам) различных научных областей музей предлагает приложить свои знания и сделать открытия, например, в области исторической картографии. Для картографов и историков безусловный интерес могут представить имеющиеся в коллекции музея карты: географическая Российского государства ХVIII в., карты Азии середины и 2-й половины ХIХ в., карты Африки, Южной Америки ХIХ в. и Северной Америки ХIХ в.-ХХ в., карта The World ХIХ-ХХ в., карта Европы середины ХIХ в., карта европейской войны 1914-1917гг., которые вызывают у знатоков самые разные точки зрения.
-
6. Нумизматика и фалеристика
-
Значки нагрудные, посвященные П.И. Чайковскому и другим известным русским композиторам, музыкальным конкурсам и фестивалям из собрания коллекционера Абрека Исаевича Дудельзака. 1962-1990-е годы. СССР.
В музейном собрании «Нумизматики и фалеристики» хранится коллекция значков, переданных в дар Абреком Исаевичем Дудельзаком.
А.И. Дудельзак (22.10.1925г.-17.11.2016г.) – легендарный администратор Горьковского (ныне Нижегородского) государственного академического театра кукол, заслуженный ветеран Нижегородской области, кавалер ордена Отечественной войны II степени, известный краевед и коллекционер. Свою «грандиозную» коллекцию, насчитывающую более 5 тысяч наградных, памятных и юбилейных значков, Абрек Исаевич собирал в течение 40 лет. Начал с комсомольских значков, а потом, сам будучи членом общества пушкинистов, стал собирать значки, связанные с Пушкиным, со знаменитыми земляками – Горьким, Гайдаром, Чкаловым. В 2008 году значки из коллекции А.И. Дудельзака были представлены на выставке «К 115-летию со дня смерти П. И. Чайковского» в первом амфитеатре Большого зала Московской консерватории имени П.И. Чайковского в Москве. Абрек Исаевич щедро дарил части своей коллекции различным музеям. В начале 2000-х годов он несколько раз приезжал в Воткинск в числе отдыхающих в теплоходных круизах по Волге и Каме и всякий раз привозил подарок дому, в котором родился великий композитор. Таким очередным его даром летом 2003 года и стало небольшое собрание значков, посвящённых П.И. Чайковскому, русским композиторам, музыкальным конкурсам и фестивалям.
-
Коллекция предметов реквизита со съемок фильма «Чайковский. Русский гений» кинокомпании «М ФИЛЬМ»
После съёмок фильма «Чайковский. Русский гений», в марте 2022 года, автором, сценаристом и продюсером фильма Михаилом Ананьевым в музей была передана коллекция реквизита, состоящая из 30 предметов. Это и костюмы героев, окружавшие их на съёмках предметы интерьера и быта, письменные принадлежности и многое другое.
Большая часть предметов коллекции – это подлинники, датируемые второй половиной XIX – серединой ХХ века: латунные подсвечники, стальные перьевые ручки, чернильницы, различные подставки, шляпы, коробочки, пенсне и многое другое. Часть из них была задействована в отдельных сценах с артистом театра имени Вахтангова Владимиром Логвиновым, исполнившим в фильме роль П.И. Чайковского. Например, раструм - пятиконечная письменная принадлежность, используемая для рисования параллельных линий нотного стана в музыкальных рукописях. А вот круглая коробка была представлена в трогательной сцене встречи Чайковского с гувернанткой Фанни Дюрбах (актриса Лариса Лужина). Необычным музейным экспонатом стал флакончик с искусственной кровью для спецэффектов известной фирмы «KRYOLAN». Кровь потребовалась для сцены с маленьким Петром в галерее дома детства композитора, где он пальчиками выстукивал мелодию на стекле оконной рамы и поранился разбившимся стеклом.
Вторая часть коллекции – это предметы реквизита, специально изготовленные для съёмок фильма. К ним прежде всего относятся костюмы. Так, например, в длинной ночной рубашке из отбелённого льна снимался артист Владимир Логвинов, а в детском плюшевом костюме юный Иван Опарин играл роль 2-х летнего брата композитора - Полиньки.
Публикацию подготовила
Хранитель музейных предметов Музея-усадьбы П.И. Чайковского – Е.А. Елькина
-
Жестяная упаковка дореволюционной России
С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестяных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упакованные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, карамель, монпансье и пр.
Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России производителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести фабричного торгового Товарищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве.
На сегодняшний день музейная коллекция включает 13 жестяных банок различных российских фабрик: «Товарищества Паровой фабрики Эйнемъ, в Москве», занимавшегося производством шоколадных конфет и чайного печенья; Товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко», являвшегося самой крупной фирмой в Российской империи в области чайной торговли; С. Сiу и Ко», производивший разнообразный ассортимент кондитерских, парфюмерных и писчебумажных изделий, который имел сеть магазинов в Москве, С. Петербурге, Киеве и Варшаве; «Паровой фабрики кондитерских товаров «И.Л. Динг», основанной в 1883 году немецким купцом, крупным промышленником, приехавшим из Гамбурга Иоганом Леопольдом Дингом. Это была первая в Москве и вторая в Российской Империи макаронная фабрика. Помимо макарон фабрика производила также шоколадные конфеты, карамель, халву, какао и какао-масло.
В разных городах России, были популярны свои кондитерские фабрики. Среди жестяных упаковок нашей коллекции имеются интересные банки мало известных теперь кондитерских фабрик: «Фабрика Кондратия Григорьевича Пирогова в Казани» выпускала конфеты, монпансье, мармелад, пастилу, варенье, халву и разное печенье. Семь медалей, напечатанных на лицевой стороне кондитерской коробки, свидетельствуют о высоком качестве продукции, выпускавшейся на этой фабрике; «Шоколадная фабрика братьев Иоганна и Андреаса Миллеров в Саратове» в течение десяти лет снабжала жителей губернии высококачественными кондитерскими изделиями.
Упаковки этих фабрик привлекательны по своему оформлению и ничуть не уступают изделиям ведущих российских фирм, ведь даже в самых отдаленных городах страны фабриканты старались преподнести свой товар на высшем уровне, заказывая специальную жестяную упаковку в столице.
Эти предметы старины еще многое могут рассказать будущим исследователям о периоде российской истории, когда «сладкая жизнь» на рубеже XIX–ХХ веков обещала благополучие и процветание, казалось бы, на долгие-долгие годы.
Публикацию подготовила
Хранитель музейных предметов Музея-усадьбы П.И. Чайковского – Е.А. Елькина
-
Собрание книг издателя Ф.Ф. Павленкова
Знаменитая книжная серия «Жизнь замечательных людей» занимает совершенно особое место в отечественном книгоиздании, ее знают не только в России, но и за рубежом. Эта старейшая российская книжная серия была основана в 1890 году выдающимся просветителем и книгоиздателем второй половины XIX века Флорентием Фёдоровичем Павленковым (1893-1900).
Серия стала универсальным собранием биографий: издатель отобрал для нее 200 имен знаменитых людей – государственных и религиозных деятелей, путешественников, ученых, изобретателей, писателей, художников, музыкантов.
Книги из серии пользовались невиданным прежде читательским спросом. С 1890 по 1915 год 200-томная библиотека «ЖЗЛ» выдержала 40 дореволюционных переизданий общим тиражом примерно 1,5 млн. экз.
Даже в современной России, библиотека Флорентия Фёдоровича Павленкова является уникальным изданием, которое не потеряло своего значения и высокого уровня, многие из биографий и сегодня считаются образцами жанра.
Высокую оценку деятельности издателя дал Н.А. Рубакин, известный русский библиограф и книговед: «Ни одно из павленковских дел, по моим наблюдениям, не может сравниться с тем огромным влиянием, какое оказало на читателей всех русских слоев, классов и рангов изданная Павленковым и почти законченная (если только можно ее закончить) «биографическая библиотека» или «ЖЗЛ».
Итогом издательской деятельности Ф.Ф. Павленкова стали 750 трудов тиражом более чем 3,5 млн. экземпляров. Благодаря его инициативе и завещанным им средствам, в деревнях и селах Российской империи в начале XX века открылось около 2 тысяч бесплатных народных библиотек.
В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского бережно хранятся книги, изданные Ф.Ф. Павленковым. Коллекция насчитывает 23 названия из собрания, из которых 19 книг относятся к серии «ЖЗЛ». Большинство изданий снабжены гравированными портретами, иллюстрациями, авторы очерков – известные литературоведы, критики, историки конца XIX – начала XX века. Среди биографируемых – А.С. Пушкин, Н.А. Добролюбов, Т.Г. Шевченко, Н.И. Лобачевский, В.Г. Белинский, Д. Ливингстон, Г. Вашингтон, Ф. Лассаль, Г. Галилей, Руссо и многие другие.