Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Выставка путеводителей из коллекции музея, к Всемирному дню туризма «Куда дорога меня приведет»

История появления путеводителя, как отдельного жанра, восходит к античным временам и, первоначально была связана с перемещениями и путешествиями людей. Это могли быть заметки торговцев, которые по ходу своего путешествия отмечали быт разных народов, какие-то интересные места и схемы перемещений. Имели место, также, литературно-художественные произведения, построенные по принципу путеводителя.

 В Древнем Риме существовали своеобразные путеводители. Назывались они дорожниками, представляли собой дорожные карты с описанием дорог и расстоянием между пунктами. На Руси в Средние века были популярны «хожения». Это своеобразный жанр путевых записок. В них путешественник описывал свои впечатления от тех земель, которые посетил. 

Путеводители для светских путешественников начали появляться в XVII веке, а особое распространение получили в XVIII-XIX веках, в связи с массовым развитием туризма. Важным фактором в потребности путеводителей, можно назвать популяризацию курортов, которые нуждались в рекламе.

Особый вклад в развитие путеводителей внес Карл Бедекер. В 1827 году он основал издательство, которое специализировалось на выпуске путеводителей. Первым стал «карманный» путеводитель по городам Рейна, изданный в 1828 году. Книга включала подробное описание рекомендованного маршрута с указанием гостиниц, достопримечательностей и практическими советами для путешественника.

Со временем появляются путеводители более частного характера. Во второй половине 80-х годов XIX века стали появляться издания, посвященные отдельным курортам. Особую популярность приобретал Крым. В этот период стали появляться издания по Алупке, Евпатории, Ялте. Авторы преследовали несколько целей: 1) доказать преимущества историко-культурного наследия и курортов Крыма перед зарубежными, привлечь публику именно сюда; 2) максимально облегчить приезжему пребывание на курорте.

В фондах музея-усадьбы хранится «Путеводитель по Крыму» Марии Сосногоровой и Григория Караулова, изданный в 1889 году.

Известные всем, казалось бы, с детства, крымские города, древние монастыри, крепости, ущелья, перевалы и водопады, дороги экипажные и дороги «патрульные», по которым можно поехать только верхом, — все это предстает перед нами не просто в подробно описанном виде более чем 130-летней давности.  Вся многовековая история этого единственного значимого фрагмента античности на территории бывшей Российской Империи открывается благодаря серьезной, почти научной архивной работе авторов. Подробности практической жизни — вплоть до того, что цена билета 1-го класса от Петербурга до Севастополя стоила 78 руб. 78 коп., а три лучшие гостиницы в городе брали от 1 до 4 рублей за ночь. Описания путешествий всегда были и будут интересны. Но если в древние времена было некой традицией, вести путевые заметки, то в XVIII веке это приобретает развлекательный характер. Между тем стоит упомянуть о литературных произведениях, обладающих чертами травелога. Этот жанр и в современной действительности, является востребованным. Меняются лишь способы и средства подачи материала.

В книге Б.С. Никитиной «Чайковский. Старое и новое» есть глава, в которой автор пишет о посещении Чайковским Крыма. Композитор был на этом полуострове проездом 10 июля 1887 году в Севастополе, чтобы оттуда отправиться в Одессу и поездом проследовать в германский город Аахен, где умирал его старый приятель Николай Дмитриевич Кондратьев. С такими невеселыми мыслями Петр Ильич сошел на берег и под палящим солнцем отправился блуждать по окраинным севастопольским улицам в поисках нужного ему дома. Пароход уходил из Севастополя в три часа, и времени у него оставалось в обрез. Петр Ильич сильно нервничал и, уже было совсем отчаявшись, повернул обратно в порт, как совершенно неожиданно был награжден за свои страдания и упорство, очутившись прямо перед домом, где жила Юлия Петровна Шпажинская.

Юлия Петровна, жена известного драматурга Ипполита Васильевича Шпажинского, пьесы которого в то время с успехом шли на столичных и провинциальных сценах, поселилась в этой глухой провинции, как называл Севастополь Петр Ильич, не по своей воле. Ипполит Васильевич бросил семью и пожелал, чтобы Юлия Петровна уехала куда-нибудь подальше.

Позже Чайковский пишет Шпажинской:

«Мое посещение Вас в Севастополе немножко похоже на сонную грезу. Синее море, зной, раскаленные улицы, снование по всем севастопольским закоулкам, открытие таинственного Вашего убежища, четверть часа свидания с Вами, пароход — все это мелькнуло как мгновение, и не знаешь, наяву это было или во сне».

10 июля 1887 года, в тот день, когда они встретились в Севастополе, Петр Ильич записал в дневнике: «Севастополь. Жара. Насилу нашел Шпажинскую. Она проводила меня». Но в дневнике он почти никогда и не писал подробнее — только факты, как он сам говорил.

 

Подписка на новости

Подписаться