«О русской опере и не только…»
1 июня - день, когда уместно вспомнить о музыканте, который перевернул представления публики о русской опере и дал новое понимание народности в музыке. Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка вошел в историю мировой музыкальной культуры как основатель русской национальной оперы, в этом году ему исполняется 220 лет. Его композиторский талант выдержал критику, непонимание и неодобрение публики и занял заслуженное место в плеяде великих музыкантов. Самые известные произведения маэстро – это оперы «Жизнь за царя» (1836), «Руслан и Людмила» (1842), «Вальс-фантазия» (1839), «Патетическое трио» (1832), симфоническая фантазия «Камаринская» (1848) и многие другие. Романсы Глинки пополнили сокровищницу русской музыкальной культуры. Только на стихи Пушкина их десяток, а ведь есть и другие на стихи Жуковского, Дельвига, Баратынского, Чайковского, Римского-Корсакова, Лермонтова, Батюшкова…
Самым важным и драгоценным источником, который вдохновлял композитора многие годы, была русская песня. Именно народная поэзия лежит в основе музыкальных шедевров Михаила Глинки. Наиболее точно о заслугах композитора скажет его современник, критик Владимир Стасов:
«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой – в музыке».
Своё отношение к Глинке высказал и Пётр Ильич Чайковский, который был верен музыкальным традициям Глинки до конца:
«Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская"».
А самые яркие музыкальные впечатления о музыке композитора, Чайковский получил в свои 10 лет, слушая оперу «Жизнь за царя» на сцене Александринского театра в Петербурге. Его отношение к автору, как к основателю русской национальной оперы не поменялось с годами.
Действительно, «Жизнь за царя» - первый в истории мировой музыки образец героической народной музыкальной драмы. Глинка писал о народе и для народа. Идейное и музыкальное содержание оперы выражено в заключительном хоре «Славься», который звучит торжественно и величественно. Сочинение прошло испытание временем и сегодня «Славься!» Михаила Глинки воспринимается не иначе, как подлинный русский национальный гимн. Но это не единственное сочинение, поднимающее народный дух.
Закономерно, что «Патриотическая песня» (1833) Глинки стала официальным гимном России в сложные 1900-е годы. 23 ноября 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР эта мелодия была единогласно утверждена в качестве государственного гимна РСФСР. В 1993 году президент России Борис Ельцин издал указ об утверждении гимном Российской Федерации «Патриотической песни» Глинки в редакции Бориса Диева. Произведение композитора оставалось гимном без слов до 2000 года. Удивительно, что в течение десяти лет с принятия сочинения в качестве гимна, правительством России так и не был согласован текст, несмотря на более шести тысяч вариантов слов, присылаемых со всей страны.
Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. Маэстро воспевал торжество добра и справедливости, его сочинения проникнуты патриотизмом, они не теряют своей актуальности и в наши дни.
В рамках виртуальной выставки представлены монографии о жизни и творчестве композитора, материалы к биографии, редкие нотные издания, значки, марки, а также валики для оркестрины с записями популярных произведений Михаила Глинки из собрания музея-усадьбы П.И. Чайковского.