21 июля исполняется 75 лет со дня рождения Бориса Яковлевича Аншакова (1947-1985) – легендарной личности в истории музея на родине П.И. Чайковского. Б.Я. Аншаков, Заслуженный деятель культуры Удмуртской Республики, был старшим научным сотрудником с 1970 года, а с 1978 и до своей трагической гибели в 1985 году – руководителем научно-исследовательского отдела.
С самого начала работы в музее Б.Я Аншаков понимал необходимость публикаций о просветительской и научно-исследовательской деятельности коллектива. Борис Яковлевич посвятил музею 15 лет творческой работы. При нем музей стал настоящим центром науки о П.И. Чайковском. Он установил и постоянно поддерживал контакты музея с ведущими учеными-чайковсковедами, искусствоведами, краеведами и историками из многих городов страны, с участием которых тогда состоялись пять Всесоюзных научных конференций: «Илья Петрович Чайковский» (к 180-летию отца композитора, 1975 г.), «Чайковский и русская литература» (1978 г.), «Чайковский и театр» (1982 г.), «Чайковский и изобразительное искусство» (1985 г.), «Чайковский и Урал» (1980 и 1993 гг.). Многие материалы стали открытием, новым словом в науке о П.И. Чайковском, его творчестве, биографии, истории его родины. По материалам конференций в Удмуртии с участием БЯ. Аншакова были изданы одноимённые научные сборники.
Немного подробнее о Всесоюзных конференциях, проведенных в воткинском музее.
Первый и самый важный шаг в открытии и систематизации новых фактов биографии гения Б.Я. Аншаков сделал, проведя первую научную конференцию, посвященную жизни и деятельности отца композитора И.П. Чайковского и жизни семьи Чайковских на Урале. Впервые в истории в настоящем значении предстала личность Ильи Петровича, его роль в жизни сына. На основе докладов этой конференции была издана книга «Илья Петрович Чайковский. Жизнь и деятельность». Аншаков как составитель книги смог дополнить сборник Приложением, в котором впервые были напечатаны несколько писем Ильи Петровича к супруге Александре Андреевне, хронограф жизни И.П. Чайковского.
Именно при подготовке к этой конференции краевед В.И. Пролеева сделала открытие: в архивах ею были найдены документы, подтверждающие тот факт, что прадед П.И. Чайковского происходил из украинских казаков, а дворянство было пожаловано деду композитора за службу Отечеству.
В 1980 году, при жизни Аншакова, и в 1993-м, уже после его гибели, были организованы еще две Всесоюзные научные конференции «П.И. Чайковский и Урал», в которые были включены не только темы о традициях семьи, ближайшем окружении Чайковских, особенностях уральского фольклора, социально-историческом и культурном фоне периода жизни композитора, распространении музыки Чайковского на Урале в дореволюционное время, но и исследования уральцев о жизни и творчестве композитора.
Б.Я. Аншаков был филологом (окончил Пермский государственный университет). Тема дипломной работы о творческих связях Чайковского и Достоевского натолкнула его на мысль о проведении в Воткинске Всесоюзных конференций, посвященных взаимосвязям творчества композитора с разными видами искусств. Так были организованы конференции «П.И. Чайковский и русская литература», «Театр в жизни и творчестве П.И. Чайковского», которые привлекли внимание ученых, филологов, музыковедов своей необычностью и возможностью высказаться, напечатать самые смелые суждения по этим темам.
Тема конференции «Чайковский и изобразительное искусство», была предложена научным сотрудником воткинского дома-музея Г.Г. Гусятниковой, искусствоведом. Одним из результатов этой конференции была новая экспозиция музея «Чайковский и современный музыкальный театр», открытая к 150-летию со дня рождения композитора (1990 г.).
Самую масштабную конференцию музей организовал в октябре 1990 года – «П.И. Чайковский и мировая музыкальная культура». По материалам этой конференции были изданы тезисы «Петр Ильич Чайковский. Биография. Творчество. Судьба наследия. Научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения композитора». В данной конференции принимали участие Комиссия музыковедения и фольклора Союза композиторов РСФСР, Всесоюзное научно-исследовательский институт искусствознания Министерства культуры СССР, ведущие музыковеды страны и докладчики из других стран.
Конференции, организованные Воткинским Домом-музеем П.И. Чайковского, стали свидетельством значимости научной деятельности, казалось бы, провинциального музея и примером настоящего подвижничества людей, влюбленных в свое дело.
В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся материалы, многочисленные письма участников, программы, фотографии, а также сборники, изданные по итогам конференций.