Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка «Взлёты и падения маэстро» к 220-летию Винченцо Беллини

Имя Винченцо Беллини известно за пределами его родной Италии, композитор имел головокружительный успех и был весьма популярен как в Европе, так и в России. В семье Ильи Петровича Чайковского сочинения Беллини слушали с валов оркестрины. Музыка молодого итальянца обрела своих благодарных слушателей ещё при жизни маэстро, но его путь оборвался очень рано, в 33 года. Тем не менее, это была яркая насыщенная жизнь, в которой поражения перемежались с фееричным триумфом!

Дебют композитора состоялся, когда Винченцо исполнилось 24 года, его опера «Адельсон и Сальвини» была представлена  на сцене консерватории в Неаполе, которую он окончил. После первого успеха Беллини начал получать постоянные заказы. Взлёт композитора был стремительным, в обществе  горячо обсуждали феноменальный талант маэстро в области оперного искусства. Постановки «Бьянка и Джернандо», «Пират», «Чужестранка» шли на сценах Неаполя и Милана.

Однако, в начале 1830-х годов, карьерный взлёт композитора завершился. Критики резко изменили свое мнение и то и дело сравнивали творения Беллини с манерой сочинения других авторов. Так опера «Заира» получила крайне негативные отзывы. В марте 1831 года композитор предоставляет на суд слушателей свою новую оперу «Сомнамбула».

Русский композитор Михаил Глинка, присутствовавший на миланской премьере, так описывал свое впечатление:

«В конце карнавала наконец явилась всеми ожидаемая «Sonnambula» Беллини. Несмотря на то, что она появилась поздно, невзирая на завистников и недоброжелателей, эта опера произвела огромный эффект. В немногие данные до закрытия театров представления Паста и Рубини, чтобы поддержать своего любимого маэстро, пели с живейшим восторгом: во втором акте сами плакали и заставляли публику подражать им, так что в веселые дни карнавала видно было, как в ложах и креслах беспрестанно утирали слезы».  

Как любой творческий человек, Беллини часто был не удовлетворён своей работой. Так арию Нормы «Casta diva», столь популярную в наше время,  он переделывал восемь раз! Премьера оперы Беллини «Норма» состоялась в декабре 1831 года на сцене театра Ла Скала, сам композитор называл премьерный показ «торжественным фиаско», хотя последующие многочисленные постановки оперы были триумфальными.

Ряд неодобрительных оценок, вдохновленная, но напряженная работа погружают композитора в творческий кризис, он нуждается в отдыхе и принимает решение уехать в Париж. Здесь маэстро возвращает себе славу и успех. Его новое сочинение «Пуритане» вновь убеждает публику в гениальности Беллини. Реакцию зрителей на премьере оперы описал сам композитор: «Все в зале обезумели, поднялся такой шум, такие крики, что приходилось только удивляться темпераменту публики. …весь партер… поднялся и кричал, как безумный, одним словом… всё это просто неслыханно, и с субботнего вечера ошеломлённый Париж только об этом и говорит».  Лишь трагичная случайность и подорванное ранее здоровье заставляет маэстро замолчать: в сентябре 1835 года Беллини скоропостижно скончался от острого кишечного заболевания. Опера «Пуритане» стала  красноречивым эпилогом его яркой и стремительной жизни.

Гениальный композитор ушёл на пике своей славы, получив завидную долю известности и признания при жизни, испытывая взлёты и падения, он практически обеспечил себе бессмертие. Его гениальная музыка звучит на лучших мировых сценах, маэстро достоин оваций зрителей и в год своего 220-летия!

 

Ноты. Винченцо Беллини. Попурри. Любимые темы из оперы «Сомнамбула» (Ночной странник). Переложение для фортепиано. XIXв., первая половина. Германия, г. Гамбург: Издание А. Кранц.
Ноты. Винченцо Беллини. «Норма» Переложение для фортепиано в две руки в аранжировке Рихарда Метцдорфа. XIX в. Германия, г. Брауншвейг. Издательство Анри Литольф.
Ноты. Увертюры Беллини и Россини. Для фортепиано в четыре руки. Юго Ульрих и Роберт Виттманн. XIX в. Германия, г. Лейпциг. Издательство К.Ф. Петерс.
Винченцо Беллини (1801 - 1835) - итальянский композитор. Репродукция с гравюры. СССР. 1970-е годы.
Винченцо Беллини. Литография C. Dines. XIX в., середина. Россия.
Ноты. Винченцо Беллини. «Пуритане». Опера в трех актах. Переложение для фортепиано в две руки. XIX в. Германия, г. Брауншвейг. Издательство Анри Литольф.
Рекламное объявление о представлении на сцене Театра-цирка оперы Беллини «Пуритане». XIX в., вторая половина. Россия.
Винченцо Беллини (1801 - 1835) - итальянский композитор Репродукция с гравюры Деблуа, 1820-е годы. СССР. 1970-е годы

Подписка на новости

Подписаться