Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка "Взгляд в прошлое"

30 апреля 2020 Музей-усадьба Чайковского отметила свой 80-летний юбилей.  Мы предлагаем перелистнуть страницы музейной истории и представляем виртуальный фотопроект «Взгляд в прошлое».

Дом под №1 на бывшей улице Господской был построен в 1806 году по проекту архитектора Андреевского и до революции 1917 года являлся казенной квартирой воткинского завода. Семья Чайковских жила здесь долгих 11 лет, весной 1940 года в семье горного начальника родился гениальный мальчик Петр Чайковский.  Через 100 лет в этом доме был  открыт музей.

Знаете ли Вы, что за свою историю музей пережил три научные реставрации? Первая состоялась в 1960-е годы. Специалисты Центральной научно-реставрационной мастерской Министерства культуры СССР под руководством московского архитектора Лидии Сергеевны Сахаровой предприняли первую попытку восстановления планировки и архитектурной обработки фасадов мемориального дома, но  полуциркульное «венецианское» окно в мезонине, из которого  открывается великолепный вид на пруд, вновь появилось только в 1990 году, когда завершилась вторая научная реставрация.

Достаточно долго на углу мемориального дома, стоял бюст гениального композитора. Интересно то, что ПЕРВЫЙ памятник П.И. Чайковскому в Воткинске был изготовлен ПЕРВЫМ директором музея - Михаилом Харитоновичем Тутыниным и он находился на этом месте более 30 лет с момента открытия музея. Сегодня бюст композитора установлен у музыкально-педагогического колледжа им. Чайковского в Воткинске, ну а перед домом его детства, с 1990 года стоит другой памятник Петру Ильичу работы московского скульптора Олега Комова.

Музей – это не только памятник архитектуры и истории, музей делают это люди! В 70-е годы в музей пришло новое поколение сотрудников, их лидером стал директор Александр Павлович Лошкарёв, а очень скоро и его заместитель Борис Яковлевич Аншаков. Это было чудесное время развития музея! Музейщики поставили перед собой сложную и амбициозную задачу: не только добыть исторические экспонаты, которые сделали бы экспозицию насыщенной, но и дать музею собственное лицо. Установили связи с музеями Москвы, Ленинграда, с мемориальными музеями композитора (Алапаевск, Каменка, Таганрог, музей консерватории в Петербурге, музеи ЛТИ и Горного института). Руководство Клинского музея, родственники композитора также помогали воткинскому дому. Разделение обязанностей между научными сотрудниками давало свои плоды: архивно-фондовой работой занималась Галина Кирпинская, экспозиционная работа  была поручена Александре Светлаковой, научно-просветительская деятельность легла на плечи  Татьяны Лошкарёвой и Людмилы Павлуниной. Валентина Иосифовна Пролеева была внештатным научным сотрудником музея и изучала родословную П.И. Чайковского. Долгое время вопрос опроисхождении фамилииПетра Ильича оставался открытым, и ее исследование, продолжавшееся 10 лет, позволило сделать ряд научных открытий о происхождении композитора.

Борис Аншаков пришел работать в музей в 23 года и стал его легендой! Посетители приходили в музей специально на Аншакова, он прекрасно организовывал и вел музыкальные четверги и субботы, вечера, встречи с творческой интеллигенцией, экскурсии. Борис Яковлевич превратил музей в центр науки о Чайковском. Вспоминая Бориса Яковлевича его коллега - Александра Анатольевна Рогозина скажет о нем: «Редкий интеллектуал и преданный музею человек…». 

Еще одно имя в музейной истории - Галина Григорьевна Гусятникова.С ее легкой руки  в музее появилась уникальная коллекция эскизов декораций и костюмовпостановок П.И. Чайковского ведущих театральных художников, а в  1980 году посетителям была представлена выставка «Родина П.И. Чайковского в произведениях воткинских художников». 

Музей всегда был вторым домом для тех, кто здесь трудился, а майские дни – временем вдохновения. Случалось, что новые творческие проекты обсуждались не в рабочих кабинетах, а сидя на лавочке в парке! Липовые аллеи, скамейки, беседки всегда были местом, где можно было уединиться, отдохнуть и поразмышлять в спокойной обстановке. Парк не всегда выглядел так, как сейчас. Сложно представить, но когда-то здесь были фонтаны, скульптуры и даже памятник Чайковскому в полный рост. А всё потому, что в 1970-е годы на территории бывшей казенной усадьбы воткинского завода находились два учреждения: Дом-музей П.И. Чайковского и городской сад им. П.И. Чайковского. Такое соседство продолжалось до 1982 года и старые фотографии подтверждают, что оно было мирным! Каждый делал свою работу. Учащиеся музыкальной школы, горожане и сотрудники музея любили здесь фотографироваться. 

1980-е годы стали временем перемен. В сентябре 1982 года вопрос о создании в Воткинске мемориального комплекса П.И. Чайковского был решен окончательно. Постановлением Совета Министров УАССР территория городского сада была передана музею! В преддверии празднования 150-летия со дня рождения композитора в музее началась вторая научная реставрация. В результате почти пятилетней работы музей вырос до усадебного комплекса общей площадью 3,5 гектара.  На редких кадрах из старого фотоальбома можно увидеть, какой была улица Чайковского в конце 1980-х годов, какие работы велись на территории, где появились концертный и выставочный залы, фондохранилище и сувенирная лавка. Вторая научная реставрация позволила устранить и неточности в экстерьере мемориального дома: были пристроены балконы, дом приобрел первоначальный вид «глаголя».

С 1990 года, согласно проектам Средневолжского филиала Всесоюзного института «Спецпроектреставрвция», музейный комплекс представляет собой реконструированную казенную усадьбу 19 века на бывшей  улице Господской. Согласно архивным документам усадьба включает 6 домов, где проживали семьи заводского начальства и инженеров, и прилегающие хозяйственные строения. 

 Дом №2, как и другие дома на Господской, был построен для квартирования чиновников завода, но уже в 1855 году в нем расположилась женская школа. В советское время здесь  находился профилакторий Воткинского завода. Со двора к дому примыкало деревянное строение, которое служило одновременно кухней и людской избой. Стеклянная галерея соединяла дом с этим строением. На каком-то этапе она была снесена, как и балкон с лицевой стороны дома.К 1990-ому году галерея была восстановлена. У дома снова появился балкон с точеными балясинами, поднимающими его высоко над землёй. Сейчас в этом доме фондохранилище, оно оборудовано по последнему слову техники, не смотря на скромный вид дома снаружи. Фонды - это второе по значимости место в музее, именно здесь хранится бОльшая часть музейных сокровищ. 

По соседству с фондами музея стоит двухэтажное здание, которое отличается от всех остальных домов. Оно построено уже в 20 веке, а ведь когда-то на этом месте был деревянный дом со скатной крышей на стропилах, построенный из бревен на каменном фундаменте и обитый тесом. Дом №5 также служил квартирой заводских служащих, но его снесли и построили прочное кирпичное двухэтажное здание «на века». До революции дом принадлежал купцам Кутузовым. В советское время в нем был родильный дом, где впервые увидели свет многие воткинцы старшего поколения. После здесь разместился заводской архив. Чаще всего сотрудников музея можно видеть именно здесь, в здании располагаются рабочие кабинеты администрации и научно-просветительского отдела. Посетители музея не редко наблюдают, как дамы в прекрасных платьях в стиле 19 века выходят со стороны двора,  чтобы встретить гостей.

Дом  под №4  с 1838 по 1897 годы он значился как квартира управляющего заводом. Он выглядел как особняк, уступающий по всем параметрам, пожалуй, только дому горного начальника. В 20 веке его ждали перемены: дому была уготована участь детского сада. Вы можете себе представить, что еще в начале 1980-х годов родители приводили сюда ребятишек. Здесь они спали, ели, играли… Среди тех, кто помнит, как приходил сюда каждое утро и не ел манную кашу на завтрак, есть и сотрудники музея. В настоящее время это здание тоже тесно связано с детьми: здесь для них проводятся различные мероприятия. Во дворе дома расположился парк исторических развлечений «Отрада», где можно сыграть в дворянские игры, покачаться на качелях, скатится с горки и просто приятно провести время в дружеской компании. Но часть праздничных и, в особенности, музыкальных мероприятий  проходит совершенно в другом месте: в доме №3. 

Сейчас в этом доме бывает особенно многолюдно, но так было не всегда! Построенный для проживания чиновников завода дом №3 прослужил в этой роли совсем недолго. К 1838 году в нем разместились несколько тысяч томов казенной библиотеки, которая делила здание с заводским музеем. Однако, его состояние оставляло желать лучшего уже в то время. В документах за 1838 год значилось, что дом нужно было: «перестроить во будущем лете по причине крайней ветхости, на что и составлена смета». Вероятнее всего дом был отремонтирован, поскольку спустя 35 лет в его комнатах звучали голоса семьи воткинского лекаря, а к концу 19 века он был занят общественным собранием. Печально, что историческое здание не сохранилось, но оно было воссоздано заново по чертежам 1843-1844 годов во время второй научной реставрации. В настоящее время в доме часто звучит музыка, потому что это концертный зал музея. 

В доме №6 в 1838 году жил англичанин Самюэль Пенн, а к 1848 году в дом заселился полицмейстер. По данным за 1873 год в доме размещалась заводская школа, а в конце 19 века дом занял управитель сварочного и листопрокатного производства. Дом периодически менял свой внешний и внутренний вид. Так, по сравнению со временем пребывания в Воткинске Чайковских, в начале 20 века в плане дома были изменены почти все комнаты. А после 1903 года изменения претерпел цокольный этаж: в нем исчезли окна, не стало балкона. До начала второй научной реставрации в доме располагалась художественная мастерская и администрация городского парка. К 1990-ому году в доме был восстановлен цокольный этаж, и он стал таким, каким его видел маленький Пётр Чайковский.  В настоящее время здесь прекрасный выставочный зал. Кстати, в рамках празднования 150-летию П.И. Чайковского здесь состоялась самая первая выставка современной сценографии «П.И. Чайковский и современный музыкальный театр».  

Сегодня музей продолжает свое развитие, он радует и вдохновляет! В рамках празднования 175-летия со дня рождения П.И. Чайковского завершилась третья научная реставрация музея-усадьбы, подготовленная  Уральским региональным институтом музейных проектов. 30 марта 2015 года  музей открыл свои двери и порадовал посетителей новой современной экспозицией мемориального дома, детской площадкой и освещенной территорией.  Музей живет новой жизнью, наполненной яркими событиями и встречами, а фотографии из старого альбома рассказывают нам, каким он был вчера и каким стал сегодня! 

 

Ольга Викторовна Клименко, заведующий экспозиционно-выставочным отделом 

 

Главным хранитель музея Ольга Прудникова и внештатный научный сотрудник музея Валентина Пролеева, в городском саду им. П.И. Чайковского. Воткинск, 1970-е гг.
Дом №3 (ул. Чайковского 119а, концертный зал). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дети на карусели в городском саду им. П.И. Чайковского. Воткинск. 1971 г.
Мемориальный дом со стороны  городского сада им. П.И. Чайковского. На снимке у дома есть пристрой (справа), в котором располагался концертный зал. Воткинск, 1960-е гг.
Научные сотрудники музея в парке (слева-направо):  Ольга Прудникова Татьяна  Лошкарева, Людмила Павлунина. Воткинск, май 1974 г.
Научные сотрудники музея на крыльце мемориального дома (слева-направо): Галина Юкова, Людмила Павлунина, Ольга Прудникова, Галина Гусятникова, Александра Рогозина, Ольга Ашихмина, Надежда Самолкина. Воткинск, 7 мая 1981 г.
Дом №3 (ул. Чайковского 119а, концертный зал). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Городской сад им. П.И. Чайковского. На фото памятник П.И. Чайковскому в полный рост и бюст композитора работы М.Х. Тутынина. Воткинск, 1980-е гг.
Дом №4 (ул. Чайковского 125, центр культурных инициатив). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом №2 (ул. Чайковского 121, фонды). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом №5 (ул. Чайковского 123, администрация). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом №2 (ул. Чайковского 121, фонды). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом №1 (ул. Чайковского 119, мемориальный дом). Восстановление полукруглого окна  в мезонине. Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом-музей П.И. Чайковского в Воткинске, бюст композитора работы М.Х. Тутынина. Воткинск, 1970-е гг.
Дом №3 (ул. Чайковского 119а, концертный зал). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом №6 (ул. Чайковского 117, выставочный зал). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом №6 (ул. Чайковского 117, выставочный зал). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Срезка грунта и дорожного покрытия по улице Чайковского. Вторая научная реставрация 1986-1990гг.  Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Фонтан в городском саду им. П.И. Чайковского.  Воткинск. 1957
Научный сотрудник музея Борис Аншаков в городском саду им. П.И. Чайковского. Воткинск, 1970-е гг.
Беседка  в городском саду им. П.И. Чайковского. Воткинск, 1973 г.
Дом №4 (ул. Чайковского 125, центр культурных инициатив). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом №4 (ул. Чайковского 125, центр культурных инициатив). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.
Дом №5 (ул. Чайковского 123, администрация). Вторая научная реставрация 1986-1990гг. Музей-усадьба П.И. Чайковского в Воткинске.

Подписка на новости

Подписаться