К 80-летию эвакуации в Воткинск сотрудников Клинского музея П.И. Чайковского
…Сентябрь 1941 года. Немцы подступают к Москве. На их пути - Клин. Дом П.И. Чайковского, сохранивший живые воспоминания о последних днях композитора, свидетель создания последних его шедевров – был бы неизбежно уничтожен. Навсегда утерянными для мировой культуры были бы бесценные экспонаты – личные вещи П.И. Чайковского, письма, партитуры, фотографии… Было принято единственно возможное решение – эвакуация экспонатов и сотрудников Клинского музея в Воткинск – на родину композитора.
А в Воткинске в это время только начинал жить новый музей П.И. Чайковского – музей детства композитора – «младший брат» музея Клинского. В 1938 году Советом Народных Комиссаров была одобрена инициатива Воткинского горсовета создать музей. Городское руководство и общественность завода от имени жителей Воткинска написали в Советское правительство письмо с просьбой увековечить память великого земляка открытием музея в доме, где он родился. 30 апреля 1940 года состоялось торжественное открытие музея - в честь 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского.
Жизнь музея детства П.И. Чайковского, едва успев начаться, вскоре была прервана Великой Отечественной войной. Первый директор музея М.Х. Тутынин вернулся к заводской работе. В доме был размещен госпиталь, затем – курсанты летного училища, а экспонаты были перенесены в небольшое левое крыло.
2 сентября 1941 года в Воткинск прибыли эвакуированные из подмосковного Клина сотрудники Дома-музея П.И. Чайковского. Судьбоносный поворот событий! Нельзя сказать, что о пребывании клинчан в Воткинске о время Великой Отечественной войны сохранилось много воспоминаний, - но тем бесценнее каждая строчка.
Среди сотрудников, эвакуированных в Воткинск, был племянник Петра Ильича Юрий Львович Давыдов (сын сестры композитора Александры Ильиничны), дочь Юрия Львовича – Ксения Юрьевна, а также племянница П.И. Чайковского Наталья Ипполитовна Чайковская. Через некоторое время прибыли известные музыковеды Василий Васильевич Яковлев, Григорий Борисович Бернандт. Все они тотчас же развернули большую музакально-просветительскую и научную работу. Как набат звучала в эти тяжелейшие дни музыка Чайковского. Поэт Н.М. Злотников вспоминал: «…много и подолгу слушал я музыку. Младшие классы собирались в нетопленном зале, и 3-4 музыканта из эвакуированных играли нам Чайковского, Бетховена, Моцарта. Многие из нас, угревшись, засыпали, и не так сильно хотелось есть. Иногда после концерта раздавали по маленькому желтому и твердому кусочку жмыха…»
Несмотря на весьма стесненные условия, работники музея сумели на небольшой площади расположить интересную экспозицию. Пояснения, рекомендации давал Ю.Л. Давыдов, который помнил своего дядю и благоговел перед его памятью. Сотрудники музея проводили экскурсии, выступали с лекциями в цехах машиностроительного завода, на других предприятиях. Устраивались концерты из произведений Чайковского в живом звучании и грамзаписи.
Г.Б. Бернандт и В.В. Яковлев продолжали свою исследовательскую и популяризатоскую работу, писали статьи о жизни и творчестве Чайковского, которые в то время публиковались в местной газете «Ленинский путь».
С особым вниманием читаются воспоминания Ксении Юрьевны Давыдовой: «Большая часть моей трудовой жизни прошла в Клину. А впервые соприкоснулась с миром Чайковского в Воткинске. Поэтому Воткинск мне дорог по-особому. Мое посвящение в «музейщики» состоялось на родной земле гения в незабываемое время первых месяцев Великой Отечественной войны…
Непросто было решать вопрос о Клинском музее и председателю горисполкома тов. Кондрашину. Ему в первую очередь приходилось заботиться о размещении эвакуированных заводов, детских учреждений. Число прибывших с запада людей в два раза превышало число коренных жителей Воткинска. В столь сложной ситуации высокую гражданственность и чуткость проявила заведующая гороно Анфиса Павловна Багимова, уступив комнаты, занимаемые ее учреждением в доме под № 20 на улице Кирова. По ее примеру потеснилась находящаяся в этом же доме редакция газеты «Ленинский путь». Музей занял весь второй этаж…
Наш маленький коллектив поставил себе цель – как можно быстрее организовать работу музея. Для монтажа экспозиции нужны были гвозди, доски, стеллажи, нужны были элементарные хозяйственные принадлежности. Город помогал, как мог. Решено было в самой большой комнате организовать из мебели кабинета-гостиной П.И. Чайковского «бытовые уголки». При расстановке мебели выяснилось, что при переезде с нее оторвались мелкие декоративные детали. К счастью, музей познакомился с замечательным столяром – краснодеревщиком Павлом Дмитриевичем Ступишиным. Он починил пострадавшие предметы и во время пребывания музея в Воткинске помогал содержать мемориальные предметы в идеальном порядке. Экспозиция «бытовых уголков» была официально открыта в начале 1942 года. В феврале 1942 года директором Воткинской группы музея был назначен приехавший в Воткинск Е.Д. Гершовский (впоследствии мой муж). И вот музей наш готов. К «бытовым уголкам» добавились биографическая экспозиция и тематические временные выставки. Началась научная и просветительная работа.
Нашим научным руководителем стал выдающийся музыковед, член общества друзей Дома-музея П.И. Чайковского, организованного еще до революции, Василий Васильевич Яковлев. Он приехал в Воткинск по приглашению Гершовского. Яковлев вел семинар по жизни и творчеству П.И. Чайковского, учил нас методике фондовой и исследовательской работы. Это и были наши «музейные университеты»…
Как только была организована экспозиция, еще только в одной комнате, музей стал проводить «музыкальные среды». Эти среды пользовались особой любовью тружеников завода. Лекции читались на разные темы, преимущественно о творчестве Чайковского. Перевезенные из Клина патефон и пластинки сопровождали лекции... Слушатели прибегали прямо из цехов, едва успев вымыть руки. Скапливалось столько народа, что большинство слушали стоя и даже помещались на площадке лестницы. Приходилось точно к началу лекции запирать дверь внизу при входе в дом. Опоздавшие готовы были выломать двери, так сильна была тяга к мирной обстановке, к музыке».
Осенью 1943 года, в канун 50-годовщины со дня смерти П.И. Чайковского, Совнарком Удмуртской АССР принял постановление о возобновлении деятельности Воткинского музея. К этому времени решено было освободить мемориальное здание – дом, в котором родился композитор. Оно было отремонтировано и подготовлено к приему посетителей. На прежние места вернулись исторические вещи. А сотрудники Клинского музея начали готовить для воткинцев новую экспозицию, которую планировали открыть к 105-й годовщине со дня рождения Чайковского, в мае 1945 года.
Проект оформления ее разработал находившийся в эвакуации в Воткинске ленинградский художник В.А. Сулима. Однако претворить его в жизнь не успели: пришел приказ о реэвакуации Клинского музея. К.Ю. Давыдова писала: «Поздно вечером 8 ноября 1944 года к нам пришли первый секретарь Воткинского горкома партии Раскатов, секретарь по пропаганде Карпечко и вручили нам троим – Юрию Львовичу (Давыдову – авт.), Гершовскому и мне почетные грамоты Верховного Совета Удмуртской Республики в награду за пропаганду творчества Чайковского и эстетическое воспитание жителей города и района. В ночь на 9 ноября мы тронулись в путь и 16 ноября приехали в Клин».
Бесценные материалы – свидетельства эвакуации Клинского музея в Воткинск, совпавшие с первыми, самыми сложными шагами на пути к восстановлению дома Чайковских, - хранятся в фондах нашего музея.
Маргарита Метлякова, научный сотрудник музея-усадьбы