Пётр Ильич Чайковский, как известно, удостоился всемирной славы ещё при жизни. С гастрольными поездками как дирижер своих произведений он объездил всю Европу. В 1890 году ему пришло приглашение выступить в Нью-Йорке в апреле 1891 года на открытии нового концертного зала «Карнеги-холл». Это была первая поездка Чайковского за океан. В концертах, приёмах и экскурсиях великий русский композитор провёл на американском континенте 25 дней, память о которых сохранилась до нашего времени. На протяжении всей поездки Пётр Ильич вёл дневник, где подробно описывал свои впечатления за те весенние дни. В Америке Чайковский встретил свой 51 день рождения. В письме к племяннику он так описывал отношение к нему американцев: «Оказывается, что я в Америке вдесятеро известнее, чем в Европе. Сначала, когда мне это говорили, я думал, что это преувеличенная любезность. Теперь я вижу, что это правда. Есть мои вещи, которых в Москве ещё не знают, - а здесь их по нескольку раз в сезон исполняют и пишут целые статьи и комментарии к ним <…> Я здесь персона гораздо более важная, чем в России. Не правда ли, как это курьёзно!!!»
Сегодня, как и в конце XIX века, музыка П.И. Чайковского невероятно популярна в Соединённых Штатах. Оркестры, балетные и театральные труппы по всей Америке исполняют произведения великого русского композитора. Американские исследователи, культурологи и искусствоведы не раз обращались к биографии Петра Ильича. Много книг о Чайковском выходит в американских издательствах.
В фондовых коллекциях музея-усадьбы П.И. Чайковского также можно найти предметы, так или иначе напоминающие о поездке Чайковского в Америку и о любви американцев к его музыке. Среди них - книги американских исследователей и журналистов о жизни и творчестве Чайковского. Например, книга для детей «Tchaikovsky discovers America» («Чайковский открывает Америку») Эстера Калмана или книга музыкального критика Джереми Сипманна «Tchaikovsky. His life and music» («Чайковский. Его жизнь и музыка»). Грампластинки американских звукозаписывающих компаний с музыкой Чайковского в исполнении американских музыкантов представляют отдельный интерес. Например, запись Первого фортепианного концерта П.И. Чайковского в исполнении американского пианиста Вана Клиберна, первого победителя Международного конкурса имени Чайковского, проходившего в Москве в 1958 году.
Кроме того, в экспозиции мемориального дома Чайковских представлена фисгармония «Princess» американской фирмы «Aeolian», которая, несмотря на более позднее происхождение, уже много лет иллюстрирует посетителям вид механического органа - подобного тому, который в Воткинске познакомил Чайковского с музыкой великих композиторов. Фисгармония «Princess» представляет собой самоиграющий инструмент, в фондах музея хранится 50 бумажных валиков с музыкальными произведениями, записанными при помощи перфорации. Среди прочих валиков встречаются и произведения Чайковского, например, отрывки из оперы «Пиковая дама» или балета «Щелкунчик».
Удивительно, но композитор даже в пути и за океаном продолжал творить. В фондах музея есть копия наброска, сделанного Чайковским в пути из Америки домой, а также фотография маленькой копии Статуи Свободы, привезённой композитором в Россию как сувенир.
Все предметы-подарки, хранящиеся в фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского, рассказывают нам о невероятной любви американского народа к русскому композитору, а значит, свидетельствуют о том, что Чайковский, действительно, был и остаётся гражданином мира.