В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранится замечательная коллекция тканей. Это - домотканые льняные полотенца, фартуки, юбки, мужские рубашки-косоворотки и многое другое. Изделия, относящиеся к концу ХIХ – началу ХХ веков, в основном украшены вышивкой, выполненной в технике «крест».
Издревле вышивка на Руси была одним из самых любимых и распространённых видов женского рукоделия. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. Девочек начинали обучать вышивке с 5-6 лет. Умение вышивать приветствовалось у девушек и женщин всех сословий. Считалось, что девушка, не умеющая вышивать, плохая хозяйка. Уже к 13-15 годам крестьянские девочки начинали готовить себе приданое. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка подготовленного ею приданого, это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты. По вышивке судили также об аккуратности и домовитости. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха вышитыми её руками полотенцами.
Одежду украшали вышивкой не случайно. В её основе лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касалось вышивки, выполненной крестом. Крест всегда рассматривался как оберег, который защищал человека и его жилище от нечистой силы и дурного глаза. Помимо одежды, вышивкой украшали полотенца, подзоры к простыням, скатерти, занавески, покрывала.
Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались «счетными». Ими украшали оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды.
Известно, что каждая губерния в России имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения. В мотивах вышивки присутствовало много символизма и скрытого смысла.
Большую роль в вышивке играет геометрический орнамент. В геометрический вид переводили формы растений и животных, мотивы женской фигуры, птицы, дерева и многие другие. Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. В виде ромба, круга, розетки изображалось солнце - солярный знак, символ тепла и жизни. Женская фигура символизировала Богиню-Мать, цветущее дерево (Древо жизни или Мировое древо) олицетворяло плодородие, продолжение рода, птица - приход весны, крючковатый крест – пожелание добра и взаимопонимания. Если вышивка была свободной, то чаще преобладали узоры растительного характера.
Узор не просто украшал вещь, оберегал хозяина или хозяйку. В каждом узоре заложено пожелание:
- «Виноград» - символ семьи, изобилия, веселья;
- «Лилия» - символ девичьей чистоты и невинности;
- «Дуб» - символ мужской энергии, жизни;
- «Хмель» - молодежная, свадебная символика;
- «Древо жизни» - древний символ, пожелание семье долголетия и продолжения рода;
- «Бабочка» - пожелание счастья, легкости; две бабочки - счастье в браке;
- «Вода» - пожелание здоровья, благополучия;
- «Голуби» - символ чистого, верного брака (вышивались парой).
Образцы подлинных вышитых изделий ХIХ – начала ХХ веков представлены в экспозиции «Людская изба» Музея-усадьбы П.И. Чайковского. Каждое рукотворное изделие отличается красотой, гармоничностью, совершенством, а техника, отточенная веками - профессионализмом.