«Я хорошо понимаю тех, кто ежевечерне, стоя возле Большого театра, с надеждой всматривается в лица счастливых обладателей билетов. Людям хочется своего праздника….»
М.З. Долинский
Большой театр всегда был и остается символом Москвы, России, русской культуры. Это не просто красивый дом, не только то, что называют очагом культуры, а частица жизни каждого из нас. К Большому театру как нельзя более подходят слова французского архитектора Ле Корбюье: «Архитектура и музыка – родные сестры: обеим присущи материальное и духовное начала; в музыке мы находим архитектуру, в архитектуре музыку».
До того, как стать одной из главных архитектурных достопримечательностей столицы, театр неоднократно менял свое местоположение и облик, пройдя путь от частной сцены московского губернского прокурора на Петровке до легендарного здания на Театральной площади.Наша национальная реликвия, овеянная славой и духом великих, в любые времена он жил большими артистами, дирижерами, режиссерами, художниками, всецело отдающими себя творчеству, сохраняющими и продолжающими его традиции.
В 1881 году в театре с успехом ставятся оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», затем «Черевички» и «Пиковая дама». Композитор высоко ценил искусство артистов Большого театра, выступавших в его операх. Пятьдесят первым спектаклем «Евгений Онегин» 18 сентября 1889 года дирижировал сам автор.
С восьмидесятых годов XIXвека на сцене Большого театра появляются произведения композиторов «Могучей кучки»: «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Князь Игорь» А.Бородина, опера Н.Римского-Корсакова «Садко» и многие другие. Музыка этих композиторов, рожденная на народной песенной основе, сюжеты и образы, взятые из жизни и исполненные патриотизма, способствовали подъему исполнительского искусства труппы, рождению монументального стиля спектаклей театра, появлению и развитию таланта Ф. Шаляпина, А. Неждановой, Л. Собинова.
Одновременно с расширением русского репертуара Большой театр осуществлял постановки лучших произведений западноевропейских композиторов: В. Моцарта, Д. Росини, Дю Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других.
Конец XIX– начало XXвека знаменуются ярчайшим событием в развитии национальной русской хореографии – появлением балетов П.Чайковского, принципиально новых для искусства Большого театра. В «Лебедином озере» и «Спящей красавице» артисты московского балета нашли тот истинный музыкальный материал, который дал им возможность выразить глубокие драматические чувства и правду отношений героев. В создании оперных и балетных спектаклей тех лет учувствовали дирижеры С.Рахманинов, И.Альтани, В.Сук, хормейстер У.Авранек, художники К.Коровин, А.Васнецов, К.Вальц и другие.
Большой театр стал признанным центром музыкально-сценической культуры нашей страны. Высокое звание требует высокого класса работы. Познание классики неисчерпаемо. Соотношение ее с произведениями, раскрывающими нашу современность, рождает тот процесс взаимообогащения, который и является основой современного успеха. Каждому поколению классика являет по-разному свои ценности, по-своему она разговаривает с нами как наш современник.
«…Балет Большого театра, начавший в пятидесятых годах триумфальные зарубежные гастроли, воспринимается сегодня как пропагандист высокого искусства, раскрывающего людям душу нашего народа, его идеалы. С ярчайшими представителями труппы Большого театра читатель встретится на страницах этой книги, и я не сомневаюсь, что многие имена будут вписаны золотыми буквами в историю Большого театра…» (Ю.Григорович главный балетмейстер Большого театра).
Чтобы подробно охватить двести лет его истории, нужна многотомная эпопея. Пройдут годы и годы, будут меняться поколения, но Большой – мы верим в это – останется Большим, не оскудеет талантами и не одряхлеет. По-прежнему станут приходить в сквер перед ним художники, чтобы еще раз, по-своему, запечатлеть прекрасный его облик. А там, на сцене, новый Ленский под медленно падающим снегом, в хрупкой тишине зала повторит все тот же извечный вопрос: «Что день грядущий мне готовит?»
В фондах музея хранятся книги, описывающие историю Большого театра, эскизы декораций и костюмов, фотографии постановок и рисунки художников, изображавших сам театр в разные периоды времени. Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми страницами этих книг.
Анастасия Балахонова, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности