Сегодня столовые приборы являются неотъемлемой частью нашей ежедневной жизни и помогают нам наслаждаться пищей с комфортом и без усилий. Но, используя их каждый день, мы не задумываемся об их происхождении и эволюции. А ведь столовые приборы прошли длительный и сложный путь от первых примитивных инструментов до изысканных аксессуаров, которыми пользуемся сегодня. Став частью повседневной жизни, каждый из столовых приборов подвергся изменениям и трансформациям. Нож менял форму лезвий и рукоятки, а позднее он утратил остроту. Ложка со временем выровнялась и стала меньше. Вилка стала изящней и увеличила количество зубцов.
Столовые приборы в том виде, в каком они используются сегодня, существуют только с конца XVIII века. Разумеется, отдельные их виды — ножи, вилки, ложки — существовали значительно раньше, были примитивными и отдаленно напоминали современные. Со временем их форма и техника отделки совершенствовались, а на смену камню, кости и дереву пришло серебро, которое долгое время являлось символом аристократизма. Столовое серебро желали иметь в доме не только аристократы, но и люди более низких сословий. Стоимость серебряных изделий была высока, купить посуду могли лишь состоятельные люди. Идея серебрения меди с целью производства столовых приборов для широкого круга получила распространение в Европе в начале 19 века. Одной из передовых фирм в этом направлении оказалось предприятие, основанное в Варшаве в 1824 году братьями Альфонсо и Иосифом Фраже, которое специализировалось на изготовлении медных посеребрённых столовых приборов. Технология серебрения называлась плакированием: на раскаленную медную пластину накладывали тонкий лист серебряной фольги, полученное соединение прессовали и подвергали горячей прокатке. В России такая технология, называлась накладным серебром. Изделия, выпускаемые фабрикой Фраже, получались красивыми и прочными, и самое главное, недорогими и доступными многим семьям, которые хотели использовать в обиходе элегантные предметы сервировки. Наборы посуды Фраже служили своеобразным символом респектабельности. В 1850 – 1860-е годы на фабрике внедряется новый метода серебрения столовых предметов – гальванизация, когда посуду погружают в специальное вещество, в растворе которого содержатся соли металлов. Преимущество этого способа состоит в том, что для гальванического покрытия серебра пригодна не только медь, но и латунь, цинк, никель и их сплавы, а также имеется возможность наносить более тонкие слои серебра, что ведет к удешевлению себестоимости продукции. После Второй мировой войны фирма становиться государственной, в 1965 году объединяется с компанией Братьев Геннеберг и получает новое название «Хефра» (название образовано от имен владельцев – Хеннеберг и Фраже).
Изделия Фраже всегда имели клейма, отличавшие их от посеребренных изделий других фирм. На предметах, выпущенных этой компанией, указывался, кроме компании-производителя, метод нанесения покрытия, материал подложки, а уже через 16 лет после основания фирмы — количество использованного драгоценного материала.
В коллекции Музея-усадьбы П.И. Чайковского находятся два столовых прибора с клеймом фирмы Фраже: нож и вилка. Нож полностью выполнен из металла, покрытого серебром и имеет закругленное основание лезвия. Рукоять ножа объёмная, имеет форму трапеции, расходящейся от лезвия, с прямыми линиями. На оборотной стороне рукояти ножа можно увидеть клеймо, которое состоит из надписи «FRAGET» – название фирмы, и «PLAQUE» – покрытие накладное серебро. Между этими надписями нанесены буквы «МВ» в ромбе, что означает белый металл. В 1896 году компания получила возможность ставить отметку с государственным гербом, которая наносилась на изделия вплоть до 1915 года.
Клеймо Фраже также можно увидеть и на вилке. Вилка имеет ровное полотно с четырьмя острыми зубчиками. Длинная рукоять имеет закругленный конец с узором цветов и растений, который носит название «король». На лицевой стороне рукояти вилки выгравирована монограмма владельца «НМ», а на обратной стороне рукояти вилки буква «R», также имеется клеймо с надписями «FRAGET» и «PLAQUE». Между этими надписями нанесена буква N в ромбе, что означало нормальную толщину серебра.
Еще одна вилка из коллекции музея имеет клеймо фирмы «Братья Хеннеберг». Предприятие основали Юлиуш Хеннеберг и Михал Чайковский в 1856 году в Варшаве. До открытия собственного производства Юлиуш работал токарем на заводе «Фраже». Компания «J. Henneberg i M. Czajkowski» делала медицинские инструменты для отечественных и зарубежных больниц, пансионатов. В 1874 году Михал Чайковский покинул компанию, чтобы открыть собственную фабрику, а оставшиеся владельцы компании, Юлиуш и Вильгельм, зарегистрировали новый брэнд «Братья Хеннеберъ» («BRACIA HENNEBERG»). В годы своего развития компания бралась за любые более-менее крупные заказы, будь то медицинский или строительный инструмент. Однако позже на фабрике стали производить посуду. Посуда Henneberg была высшего качества и стоила дорого. В перечень изделий входил широкий ассортимент товаров: столовые приборы, солонки, подстаканники, самовары, щипцы для сахара, а также подсвечники и вазы. Все изделия фирмы Henneberg стоили относительно недорого, при этом имели статусный и презентабельный внешний вид. Поэтому к концу XIX века продукция B. Henneberg обрела огромную популярность и быстро раскупалась.
На фабрике братьев Хеннебергов столовые приборы изготавливали из сплава альпака – один из подвидов нейзильбера, который также называли «новым серебром». Сплав состоял из меди (55%), никеля (20%), цинка (25%). Впрочем, под маркой Alpacca (или Alpakka) встречался и любой другой вид нейзильбера (5-30% никеля, 45-70% меди и 8-45% цинка со следовыми количествами свинца, олова и железа).
Вилка имеет удлинённые острые зубчики, длинная рукоять переходить в форму скрипки, на лицевой стороне ручки имеется надпись: «Олимпъ». На обратной стороне присутствует клеймо, где есть надпись «GALW», что отвечало разным видам нанесения серебра (гальваника: меднение, золочение, или серебрение латунной основы). Буква «N», заключенная в ромб, означает «нормальную» толщину серебряного покрытия. Далее клеймо с надписью «BRACIA HENNEBERG» – это название фирмы, цифры в ромбе «82» означают количество чистого серебра, которое использовали для покрытия. Чуть дальше клейма располагаются буквы «В.М.» – первые буквы от слов «Bialy Мetal», что обозначает сплав «альпака». Также весы с буквами «В» и «Н» – клеймо фирмы «Братья Хеннеберг».
Ложки также входят в коллекцию столовых приборов музея. На Руси издревле использовали доступный и дешевый материал — дерево. Деревянная посуда, изготовленная с применением специальных станков, начала появляться около X века. Считается, что с этого времени и стали в обиход широко входить ложки. Такие ложки декорировали резьбой и росписью и получались они весьма красивыми, считались долговечными и практичными, таковыми они остаются и по сей день. Ложки всегда стремились иметь при себе. У граждан побогаче для этого был специальный футляр, а люди попроще прятали их за голенище сапога.
Две ложки из коллекции музея имеют схожий вид: черпак яйцевидной формы, длинная изогнутая шейка и ручка в форме скрипки. А вот клейма нанесены в разных местах. На одной ложке на шейке ручки четко видны буквы «ВМ», далее нанесено клеймо с изображением слона. Можно предположить, что это клеймо Саксонского металлургического завода «Август Веллнер и сыновья» («WELLNER»), которое работало в Германской империи в конце XIХ – начале XX века. На второй ложке на оборотной стороне ручки нанесено рельефное заводское клеймо известной фирмы «BERNDORF» с изображением идущего медведя, буквы «PFG» (от китайского «Packfong») обозначают устаревшее название сплава «нейзильбер».
На рукоятке ещё одного ножа можно увидеть клеймо «Ges. Gesсh». Это сокращенная форма от «Geserzlich Gesehutzt», что дословно переводится «защищено законом». Это клеймо говорит о том, что фирма получила патент на выпуск данного вида изделия и не может отступать от определенных стандартов, распространяемых на него. Нож сделан с расширенной рабочей частью лопатообразной формы, которая украшена растительным узором, рукоять ножа объёмная, имеет растительные вензеля и геометрический рисунок. Применялось такое клеймо с 1891 года по май 1945 года.