Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка «Средь шумного бала…» 
Автор: Ольга Клименко, научный сотрудник.

Сочинение Алексея Константиновича Толстого «Средь шумного бала» - одна из жемчужин русской любовной лирики. На эти романтические стихи писали музыку многие композиторы, но широко известен лишь один романс - на музыку Петра Ильича Чайковского. Как создавалось произведение, что побудило композитора написать эту вещь?

В 1878 году Чайковский признаётся своему другу и меценатке Надежде Филаретове фон Мекк, которой он посвятил только что созданное новое сочинение - Четвертую симфонию, что имеет желание отдохнуть в «разнообразных мелких формах». Так композитор называл романсы. Надежда Филаретовна выслала ему сборники с лирикой русских поэтов, в том числе посмертное издание - полное собрание стихотворений Алексея Константиновича.  Чайковский вдохновился поэзией Толстого и в тот же год написал шесть романсов, четыре из которых были на стихи поэта – «Серенада Дон-Жуана», «То было раннею весной», «О, если б ты могла» и «Средь шумного бала». Можно предположить, что последнее стихотворение привлекло композитора по личным мотивам.   Скорее всего, Пётр Ильич вспомнил о своей возвышенной любви к французской певице Дезире Арто, которой посвятил несколько романсов. Душевные переживания композитора, запечатленные в ритме лёгкого вальса, и искренние чувства поэта, выраженные стихами, сотворили романтический шедевр - романс, который пользуется огромной популярностью. Мелодия, окрашенная светлой грустью, звучит негромко, скорее приглушенно, навевая приятные воспоминания о встрече…

Любопытная деталь - отсылая издателю свои «мелкие формы», Чайковский подписал в приложенном счёте: «За шесть романсов по 25 рублей - 150 рублей». В такую сумму Пётр Ильич оценил то, чему сегодня нет цены.

Через два года, в 1880 году, Чайковский признаётся Надежде Филаретовне: «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов». Яркие, глубоко личные, эмоционально окрашенные, стихи любимого автора стали источником вдохновения композитора. Они не были знакомы, но это их имена соединены навечно. Пётр Ильич создал целую серию шедевров вокальной лирики на стихи Алексея Толстого:  одиннадцать  романсов, передающих всю гамму человеческих чувств: «Не верь, мой друг», «Слеза дрожит» (ор.6,1869), «То было раннею весной», «О, если б ты могла», «Серенада Дон-Жуана», «Средь шумного бала» (ор.38,1878), «Благословляю вас, леса», «Кабы знала я», «Горними тихо летела душа небесами», «Усни, печальный друг» (ор.47,1880), «На нивы желтые» (ор.57,1884) и два дуэта: «Шотландская баллада» и «Минула страсть» (ор.46,1880).

Романс «Средь шумного бала…» вошёл в сборник «Шесть романсов», который Пётр Ильич посвятил своему младшему брату Анатолию Чайковскому.  Романс написан очень удобно, его легко исполнять, аккомпанируя самому себе на фортепиано, при этом вокальные и исполнительские данные могут быть весьма скромные.  По этой причине «Средь шумного бала» пользовался популярностью и в кругу любителей музыки, и в среде профессиональных музыкантов. Романс создавался для мужского голоса, но его пели и великие оперные певицы: Ирина Архипова, Тамара Милашкина, Галина Вишневская, Елена Образцова. Плеяда певцов, которые исполняли «Средь шумного бала», внушительна: Борис Гмыря, Иван Козловский, Сергей Лемешев, Леонид Собинов, Георг Отс, Анатолий Пономаренко, Марк Рейзен, Анатолий Соловьяненко, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Сергей Захаров, Иван Петров, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Муслим Магомаев, Константин Огневой, Александр Пономарёв, Леонид Сметанников, а также Николай Гедда, Peter Anders, Дмитрий Хворостовский, Олег Погудин.  Каждый исполнитель представил этот романтический опус в соответствии с собственным артистическим образом, тем не менее передал все нюансы чувства влюбленного лирического героя. 

Романс Чайковского «Средь шумного бала» на стихи Алексея Толстого звучит уже 145 лет и входит в репертуар многих исполнителей, чьи имена известны миру. Русская вокальная миниатюра, созданная гением, продолжает звучать в сердцах почитателей его таланта.

В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся ноты популярных романсов композитора на стихи Алексея Толстого, в том числе прижизненные издания вокальных сочинений П.И. Чайковского. Сборники «Романсы и песни для контральто и меццо-сопрано» на русском и немецком языках, изданные Петром Юргенсоном в 1892 году, представляют особый интерес и являются букинистической редкостью. Коллекция музея включает фотокопии первых изданий сочинений композитора, а также полные собрания романсов Чайковского, изданные в ХХ веке в трех томах.

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться