В 2019 году исполняется 240 лет с момента подписания Указа императрицы Екатерины II, по которому Воткинскому заводу предписывалось изготовлять якоря для русского морского флота, и 60 лет со дня установки современного памятника «Якорь».
Уже в конце ХVIII века военно-морской флот России становится одним из самых мощных в мире. В связи с этим появляется потребность в качественном оснащении морских судов. Одним из важнейших элементов корабельного оборудования становятся якоря.
Следуя Указу императрицы на Воткинском заводе была построена якорная фабрика. Строительство её было завершено в 1782 году. Первоначально здание фабрики было деревянным, а в середине ХIХ века она занимала уже новое - кирпичное здание, в котором размещалось 13 горнов, воздуходувная машина, несколько водяных и один паровой молот.
Для якорей отбирали лучшее железо путем не только внешнего осмотра, но и нескольких проб на излом. Сначала выковывали лапы, у больших якорей - каждую отдельно. Затем к ним приваривали стержень, после чего якорь поступал в отделку. На Воткинском заводе чистоту отделки проверяли нагревом якоря до тёмно-вишнёвого цвета. Затем его трижды бросали на наковальню или на дно реки Вотки, которое для имитации морского дна было усыпано камнями. Если якорь выдерживал эти испытания, то его подвешивали, а затем били по нему тяжёлыми молотками, а «слухачи» - люди с особо тонким слухом, определяли по звону наличие трещин. Только после этих испытаний якорь считали годным, ставили на него заводское клеймо и отправляли заказчику.
Ковались якоря артелью, состоящей из мастера, подмастерья, двух-пяти работников и одного подростка. Завод делал якоря разных видов, весом от 3 до 336 пудов (от 48 кг до 5,5 тонн). Якорь весом 20 пудов изготавливался артелью около 20 суток, а на 280-пудовый требовалось уже 200 суток. В среднем в год воткинские мастера делали 188 якорей различных видов общим весом от 11 до 15 тысяч пудов. В ХIХ веке якоря изготавливали на 24 заводах Урала. Из общего объема якорного производства на долю Воткинского завода приходилось 62 процента уральских якорей. Ими снабжали самые большие линейные корабли отечественного флота.
Следует сказать, что якоря воткинской работы отличались высоким качеством, и, по отзывам современников, по чистоте отделки зачастую превосходили заграничные. Из рапорта выдающегося русского флотоводца адмирала П.С. Нахимова командующему Черноморским флотом М.П. Лазареву после проведения испытаний якорей Воткинского завода: «…якоря оказались совершенно соответствующими своему назначению... они держат надежно крепкий ветер и волнения".
С одним из якорей воткинского производства связана весьма удивительная история, которая произошла весной 1837 года. Тогда Воткинский завод ковал якорь весом 167 пудов по заказу Черноморского флота. Уральские заводы в это время посетил наследник престола, цесаревич Александр, будущий император России Александр II. Был он и на Воткинском заводе. В сопровождении Ильи Петровича Чайковского цесаревич «удостоил ковать» якорь (ударил несколько раз по металлу специальным молотком). В окончательной отделке этого якоря рабочие проявили высокое мастерство и было решено оставить его на заводе как памятник. Управитель Воткинского завода В.И. Романов выполнил проект монумента, с редким искусством соединив в нем простоту и величие. 16 июня 1840 г. памятник-якорь был торжественно открыт на заводской площади. Очевидец этого события писал: «…глазам нашим открылся якорь, как исполин, твердою ногою стоящий на пьедестале …» Это был первый памятник на территории современной Удмуртии, отразивший заводское производство.
К сожалению, якорь времен И.П. Чайковского не сохранился. В 30-х годах ХХ века памятник был разобран, а сам якорь переплавлен. И лишь в 1959 году, к 200-летию со дня основания завода, был отлит другой якорь весом 130 пудов и установлен на постамент в начале плотины. К 225-летию завода на его территории установили якорь-единорог, весом 160 пудов. А в 1981 году моряки торгового судна литовского пароходства подняли старый якорь со дна моря в водах Греции. Надпись, обнаруженная на его стержне, указывала на то, что якорь выкован в 1803 году на Воткинском заводе и вес его составляет 136 пудов. Установили якорь в Морском музее г. Клайпеды. Ещё один якорь воткинского производства можно увидеть в Приморском парке г. Сочи.
Якорное производство просуществовало на Воткинском заводе более ста лет и прекратилось к началу ХХ века в связи со сменой парусного флота паровым.
Всё в жизни меняется… Ещё больше набирает обороты технический прогресс, и Воткинский завод достиг новых высот, но то «великое прошлое» завода осталось запечатлённым заводскими мастерами в памятниках, в изделиях декоративно-прикладного искусства. Изображение якорей по сей день можно увидеть, как в деревянной резьбе наличников городских домов, так и в музейных коллекциях, и даже в быту некоторых воткинских жителей - это литые подсвечники, различные сувениры в форме якоря. Якорь также присутствует на гербе г. Воткинска, и это не случайно - издавна являясь символом надежды, безопасности и стабильности, он стал не только одной из главных достопримечательностей города, но и его символом.