«Прялка не Бог, а рубаху подает»
Прялка – инструмент, без которого невозможно представить быт крестьян. Свое начало история прялки берет еще в древние времена, ее появление связано с изобретением веретена – деревянной точёной палочки с оттянутым остриём на верхнем конце и утолщённым нижним концом. Веретено использовалось как простое приспособление для скручивания волокон в нить. Прялка же считается более сложным устройством, которое ускоряет процесс прядения.
Как правило прялка состоит из основания, называемого «донцем», на котором располагается мастерица, и вертикальной части, на которой крепится подготовленная шерсть – кудель. Первые прялки изготавливались из пня с корнем, представляя собой цельный кусок дерева. Со временем прялки стали разборными: донце часто вырезали из липы или осины, а стояк — из ясеня или клёна. Стояк мог иметь разную форму в зависимости от региона.
Прядение является весьма трудоемким процессом, которым занимались женщины в основном в период с октября по март, в то время, когда нет полевых работ. Обучали этому мастерству девочек с 8-10 лет. Не даром прилежных хозяек в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве чаще всего изображали за прялкой.
Во время прядения мастерица бережно вытягивает волокна из куделя, слегка скручивая их для формирования «ровницы», которая затем прикрепляется к веретену. Пряха запускает вращение веретена и отпускает его. В результате вращения, напоминающего маховик, подвешенное веретено закручивает нить.
Для того, чтобы скрасить монотонный труд, хозяйки собирались вместе на «супрядки» - поочередные встречи у всех или многих жительниц деревни, на которых они помогали друг другу в прядении или же могли собираться в одном доме, чтобы каждая занималась изготовлением своей пряжи.
На Руси существовало много поверий, традиций и обрядов, связанных с прялкой. Так, для того, чтобы оградить девочку от лени, ее первую спряденную нить сжигали, а пепел выпивали с водой, таким образом считалось, что девочка навсегда останется усердной и трудолюбивой. Пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене. Свадебным подарком жениха часто была именно прялка, как символ новой жизни, а старая прялка разбивалась. Плохой приметой считалось отдавать прялку другой хозяйке даже на время. На Рождество и Святки прялку выносили на чердак или в чулан – прятали от злых духов. На Руси прялкой еще и лечили: клали ее под колыбель, и у ребенка проходила бессонница или зубная боль.
В XVII столетии на территорию Руси из Европы привезли механические прялки (самопрялки), которые в свою очередь берут начало еще в Древней Индии, откуда распространились по всему миру. Первые самопрялки состояли из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Позже к прялке добавили катушку, рогульку и педаль для вращения колеса, поэтому процесс прядения значительно ускорился. Теперь мастерице не нужно рукой вращать веретено для скручивания нити, привести в движение колесо самопрялки можно было нажатием ноги на педаль. Нить скручивалась и наматывалась на катушку, а пряха обеими руками направляла ее из кудели на вьюшку. Самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.
С началом индустриальной революции прялки начали сменяться механическими устройствами. Появление ткацких станков и прядильных машин изменило способ производства текстиля. Затем, в середине XX столетия появляется электрическая прялка, на замену колеса и педали пришёл электродвигатель.
Несмотря на бесспорный технический прогресс, традиционные прялки остаются популярными среди любителей древних ремёсел. Изделия, созданные из пряжи, сотканной вручную, ценятся гораздо выше тех, что созданы с помощью современных технологий.
В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся прялки XIX и XX столетий, отражающие историю Вятской культуры. В основном, это деревянные прялки без окраса, но сохранились и прялки со скромными цветными узорами. Обычно изображались цветы, животные и геометрические фигуры. В фондах музея хранятся прялки с цветными пересекающимися полосами, образующие формы креста, треугольника и ромба, означающие воду (способную питать, очищать, соединять) и землю (плодородную почву). Также нередко встречаются точки (небольшие цветные круги), символизирующие плодородие.