«Музыкальная исповедь души»
(о романсах П.И. Чайковского)
Романс. Жанр лирический, песня души, в которой воедино сливаются музыка, слово и чувство. Наверное, поэтому Петр Ильич Чайковский так часто обращался именно к жанру романса в своем творчестве. Композитор часто подчеркивал близость музыки и поэзии. Он писал о том, как рождается то или иное произведение: «Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков, подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами».
Петр Ильич очень тонко чувствовал музыкальность русской речи. Музыка и слово неотделимы в романсах Чайковского. Неслучайно композитор в одном из писем к К. Романову подчеркивал: «Главное в вокальной музыке - правдивость воспроизведения чувств и настроений». С этим высказыванием тесно связано и другая его мысль: «В сущности, стихи и музыка так близки друг к другу!»
Впервые романсы Петр Чайковский услышал в воткинском доме. Он не скрывал своей любви к лирике Алябьева, Варламова, Гурилева, хорошо знакомой и близкой ему с детских лет. То, как чудно мама пела любимого «Соловья» Алябьева, Петр Ильич вспоминал всю жизнь. «Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева, - признавался он. - А по отзыву знатоков это верх пошлости».
Композитор очень щепетильно относился к выбору стихотворных текстов для будущих романсов: решающими требованиями к ним были эмоциональность и содержательность, плавно льющаяся, «романсовая» речь. К кругу первоочередных поэтических пристрастий Чайковского относятся, прежде всего, А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Толстой, К. Романов, А. Фет (которого композитор называл «поэт-музыкант»). На свои стихи композитор написал романсы «Так что же?», «Страшная минута» и «Простые слова», скрывая свое имя под псевдонимом NN.
Петр Ильич писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Всего известно 103 романса и песни, семь вокальных (дуэтов и трио) Чайковского. Они отличаются большим жанровым разнообразием: это и лирические романсы, и цыганские, и колыбельные песни, баллады и серенады, элегии и детские песни. Чаще всего композитор объединял вокальные пьесы в группы – опусы из 6, 7, 12, 16-ти произведений. Во время работы над ними Чайковский часто ставил задачу: сочинять каждый день по одной «вещице». Иными словами, работал, не дожидаясь хорошего расположения духа, даже порой «вымучивая из своей головы музыку».
Первые романсы вышли из-под пера юноши Чайковского – ученика Училища Правоведения. Среди них и знаменитый «Мой гений, мой ангел, мой друг» на слова А. Фета. Последний цикл романсов (ор. 73) был создан Чайковским весной 1893 года, это одно из последних произведений композитора.
Основные мотивы романсов П.И. Чайковского – контрасты счастья и горького одиночества, любовь («Средь шумного бала», «Хотел бы в единое слово», «О, если б знали вы», «Нам звезды кроткие сияли», «Нет, только тот, кто знал", "День ли царит» и другие), слияния с природой («Благословляю вас, леса», «То было раннею весной», «Ночь»).
Верно и то, что романсы Чайковского близки к оперному искусству. Композитор считал, что создать романс-шедевр невозможно, не обладая «всесторонней техникой избранного искусства».
Ответ на вопрос «Почему романсы Чайковского столь популярны?» – очевиден. Благодаря искренности, теплоте, выразительности музыкальных образов, яркости интонаций и интенсивности их развития, богатству фортепианной партии они затрагивают чувства любого человека!
В фондах нашего музея хранятся издания романсов Чайковского разного времени, книги, посвященные изучению вокального творчества композитора, фотографии известных исполнителей романсов Петра Ильича (Иван Козловский, Сергей Лемешев, Федор Шаляпин, Ирина Архипова, Елена Образцова). Многие певцы, исполнители романсов, были участниками музыкальных фестивалей на родине П.И. Чайковского и гостями нашего музея.