Пётр Иванович Соломенников (1929-1998) – живописец, график, художник-оформитель. Член Общества воткинских художников, инициатор его создания. Участник всесоюзных, всероссийских, республиканских, городских выставок. Он родился 26 октября 1929г. в деревне Новые Соломенники Воткинского района. В возрасте трёх лет родители увезли сына в Ижевск, а в годы войны он с матерью вернулся в деревню к бабушке. В 1946 году его направили в Воткинское ремесленное училище, после окончания которого он работал в модельном цехе Воткинского машзавода. В 1949г. вместе с молодыми рабочими Я. Завирухой, П. Глушковым, Н. Звирздынем начал посещать изостудию.
При участии Петра Соломенникова были оформлены многие выставки Воткинского завода. Он является создателем первой экспозиции в народном краеведческом музее Воткинска (ныне МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»). Вместе с Я. Завирухой Пётр Иванович руководил изостудиями в городе, в которых начинали путь многие известные художники Удмуртии. Был участником многочисленных коллективных выставок (городских, республиканских, зональных, всероссийских) и нескольких персональных.
Соломенников любил эксперименты с формой, в основе которой оставался реалистический образ, ему нравились эксперименты с акварелью, его привлекало творчество импрессионистов. В живописных этюдах он умел передать состояние природы, создать образ родного края. Больше всего Пётр Иванович любил акварель по-сырому, которая наиболее точно передавала состояние природы и отвечала внутренним переживаниям художника. Любимый мотив – движущиеся, клубящиеся облака, соответствующий образу души автора, жаждущей идеала и осознающей невозможность его достижения. Несмотря на то, что живописью он занимался только в свободное время, которого было немного, он был самым активным участником выставок, принося каждый раз множество новых работ.
П.И. Соломенников имеет непосредственное отношение к Музею-усадьбе П.И. Чайковского, где он много лет работал художником. Во время первой реставрации музея в 1968-1970-е гг. им были восстановлены росписи полов в парадных комнатах дома. Соломенников, с детства любивший вырезать из дерева и лепить из глины, сделал деревянную колыбель и деревянных солдатиков для экспозиции детских комнат в музее.
В 2019 году в музее-усадьбе состоялась выставка, приуроченная к 90-летию П.И. Соломенникова, на которой было представлено более 50 работ художника. На открытии выставки присутствовали родные, друзья, коллеги Петра Ивановича, которые делились воспоминаниям о нём. Ниже представлены фрагменты нигде не публиковавшихся ранее воспоминаний, прозвучавших на открытии.
Юрий Иванович Соломенников (брат П.И. Соломенникова): «Пока Пётр Иванович был жив, вся моя жизнь была рядом с ним, где бы он ни был. Хоть на Украине, хоть в Воткинске. Мы очень рано лишились отца, поэтому он мне был и старшим братом, и отцом. Жизнь его начиналась очень трудно, в деревне. С 15-ти лет уже работал в колхозе. Мне много приходилось с Петром Ивановичем работать в качестве оформителя. Он был не только живописец, он был хороший дизайнер. Он очень хороший оформитель был. На Украине мы с ним оформляли дворцы культуры. Он честный был, прямой, не заигрывал никогда с начальством, напрямую всегда. Оформляли мы райком партии в городе Каховка. Ему заказали большой портрет Ленина. Секретарь райкома вышел, посмотрел на портрет, говорит: «Уж очень он у вас строгий получился». Пётр Иванович ответил ему: «Вам сюда такого строгого и надо!».
Он очень порядочный был человек, очень хороший собеседник. В беседе всегда выслушивал, никогда никого не перебивал. Трудолюбивый очень был. Люди шли к нему, общались с ним с удовольствием».
Надежда Александровна (внучка П.И. Соломенникова): «Помню момент, когда мне было 4 года. Дедушка принёс куклу в разобранном виде. Эта кукла состояла из керамических и деревянных деталей, она была без волос, в каком-то тусклом платье. И, когда у него спросили, почему она так выглядит, дедушка ответил, что она пришла в негодность и музей П.И. Чайковского доверил восстановить, отреставрировать данную куклу. Дедушка самостоятельно вытачивал детали из дерева, мама шила прекрасный наряд для этой куклы, а парик создавался из маминых волос. И, когда эта кукла была отреставрирована, это было замечательно, это было прекрасно!.. Дедушка обладал уникальной способностью создавать, давать новую жизнь каким-то предметам, тем предметам, которые уже пришли в негодность.
Также мы с дедушкой очень часто ходили на природу. Он выходил на этюды, писал, а мы в этот момент собирали ягоды, валялись в стогах сена, кормили дедушку этими ягодами и это была семейная идиллия».
Валентин Леонидович Белых (лауреат Государственной премии, народный художник УР, член союза художников России, лауреат премии им. Кузебая Герда: «Я занимался сначала у Завирухи Якова Леонтьевича. Потом, когда я стал подростком, попросился к Соломенникову… Прозанимался 2 года у него, удалось поступить в Казанское художественное училище. Это очень о многом говорит… Когда я уже вернулся сюда, он как старший брат был… Постоянно деликатно давал свои замечания. Человек, рожденный до войны, переживший войну. Тогда же поголовно всю молодежь забирали на завод. Какое там искусство! Карандашей, бумаги не было. А в нем с детства, видимо, сидело яйцо, огромное яйцо художника, которое должно было вылупиться…»
Александр Анатольевич Кривошеин (скульптор, педагог, заслуженный деятель искусств, член Союза художников России, член Союза художников Воткинска): «Идёт дождь, а Пётр Иванович идет с этюдником. Как-то захожу я к нему в мастерскую, он раскладывает там что-то, ворчит, что дождь его прогнал, раскладывает этюды. Вдруг у него какой-то подъем, он увидел капельки, попавшие на свою акварель. И такой дефект превратился в эффект… Даже в этом он видел, находил такие интересные моменты. Это ведь, между прочим, о нем мной было написано:
По лесным густым деревьям,
Да по скошенным лугам
Осень двинулась в деревню,
Приглушая птичий гам.
И на улице широкой,
Оставляя там следы,
Неуклюже, однобоко,
Охрой брызнула в сады.
Стало небо грязно-синим,
Солнце мутное, с пятак,
И на утреннике иней
Заставляет выть собак.
Бесконечный нудный дождик
Оборвал крестьянский труд,
Лишь один чудак-художник
Пишет красочный этюд…»
Инна Володина, заведующий экспозиционно-выставочным отделом