«Наскальные рисунки ХХ века»
Слово «Афиша» имеет французское происхождение и обозначает объявление о культурном событии, которое обычно размещают на стенах в местах с большим количеством людей.
Афиша - это объявление о предстоящих событиях, таких как концерты, театральные постановки, выставки, кинопоказы и спортивные мероприятия. Сегодня это слово стало более широким и охватывает всё, что выставлено на показ.
Первые упоминания афиш относятся к Римской империи, где они появились более четырех тысяч лет назад. Эти объявления высекались на каменных или глиняных табличках, что требовало краткости и ёмкости.
История афиши, в привычном нам виде, начинается с XVII века, когда появились первые театральные программы и уличные объявления. В то время афиша выполняла исключительно информативную функцию: она сообщала о времени, месте и содержании события. Визуальные элементы были минимальными, а типографика — сдержанной. Основной задачей было привлечь внимание прохожих с первого взгляда.
Современные плакаты начали развиваться с изобретением печатного станка. Иоганн Гутенберг создал свой революционный способ книгопечатания в 1440 году, а в 1469 году в Англии появилась первая напечатанная афиша.
Изначально на плакатах преобладал текст, однако «маркетологи» того времени быстро поняли, что изображения гораздо эффективнее привлекают внимание. С 1491 года на плакатах начали появляться полутоновые иллюстрации, напечатанные с помощью медной гравюры. Из-за сложности и высокой стоимости процесса изображения имели небольшие размеры и больше напоминали листовки, чем настоящие плакаты. Первые афиши были черно-белыми, но печатались на цветной бумаге, так как на белых листах разрешалось размещать только официальные сообщения.
С развитием печатного дела и литографии афиша преобразовалась из простого информационного листа в яркое визуальное произведение. В XIX веке, особенно во Франции, возник жанр художественной афиши, который сегодня считается отдельным направлением искусства. С массовым распространением печати в начале XX века афиши стали важной частью городской среды. Они активно использовались в рекламной индустрии, а типографии научились быстро и недорого печатать на больших форматах, что позволило массово производить плакаты, которые размещались на стенах зданий, столбах и в общественных местах. Афиша стала не только средством передачи информации, но и элементом городской культуры, выступая как объект художественного выражения.
В России афиша начала свое существование с появлением первых регулярных театральных представлений в начале XVIII века. Первые афиши появились в публичном театре Кунста-Фюрста, который функционировал в Москве с 1702 по 1707 год. Вероятно, они были рукописными и размещались на городских воротах.
Система привычных афиш была введена в 1783 году, когда вместо «Дирекции императорских театров» был создан «Комитет, управляющий зрелищами и музыкой». С октября того же года началось регулярное издание афиш императорского театра с тиражом 800 экземпляров.
Во второй половине XIX века в России значительно улучшилось оформление афиш. Одной из первых профессионально созданных афиш стала литография по рисунку художника В. Тимма, которая приглашала публику подписаться на журнал «Листок для светских людей». Она была размещена на улицах Санкт-Петербурга в 1844 году.
На рубеже XX века, с ростом популярности афиш и рекламных плакатов как эффективного инструмента коммуникации, они стали активно применяться для информирования населения о важных для общества благотворительных инициативах и социальных программах.
В дореволюционной России история афиши неразрывно переплеталась с театральным, оперным и балетным миром. Знаменитые художники, чьи работы украшали ведущие музеи Европы и всего мира, часто принимали участие в создании афиш. К их числу принадлежали А. Головин, Ф. Шехтель, С. Самокиш и другие. Оригинальные афиши талантливого декоратора Б. Кустодиева, чье мастерство высоко ценилось и советской властью, стали широко известны.
Афиша стала неотъемлемой частью культурной сцены — она не только приглашала на событие, но и создавала к нему интерес, атмосферу, ассоциации.
Композиции Петра Ильича Чайковского широко известны по всему миру, и совсем не удивительно, что в коллекции музея собраны афиши не только на привычном нам русском языке
В фондах нашего музея собрана обширная коллекция афиш разных периодов. Сегодня рассмотрим афиши 20 века.