Кружевные истории
Виртуальная выставка знакомит с частью коллекции, переданной в музей в ноябре 2023 года жительницей Брюсселя Валентиной Викторовной Годовой. Салфетки ручной работы она приобретала на антикварных рынках Бельгии. Все они выполнены в традиционных техниках: вязание крючком, ришелье, плетение на коклюшках, вышивка филейная. История каждого вида рукоделия интересна.
Поговорим о вязании крючком. Точное время возникновения этого рукоделия определить невозможно, оно возникло в далёком прошлом. При раскопках гробниц древних греков был найден детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, возраст носка составляет около 5 000 лет. В египетской гробнице была обнаружена вязаная детская туфелька, возраст которой примерно 4 000 лет. Известно, что самыми лучшими вязальщиками были арабы, а сложнейшие узоры были придуманы ещё до нашей эры. В XII веке вязание крючком получило распространения в Италии, Франции, Шотландии, Испании и Англии. В Европу это рукоделие пришло вместе с египетскими христианами-миссионерами. В 13 веке вся Европа была поглощена вязанием крючком, очень скоро вязание даже стало домашней работой и довольно прибыльным ремеслом, а в дальнейшем приобрело и промышленные масштабы. Крючком вязались шляпки, перчатки, чулки, зонтики. Изначально вязанием занимались только мужчины, а парижские чулочники отказывались брать на работу женщин. В дальнейшем промышленные предприятия вытеснили вязальщиков с европейского рынка. Однако, чем больше вязаных вещей выпускалось массово на производстве, тем больше ценились вещи, связанные в домашних условиях. В Италии в соборе Св. Петра сохранились изделия ХVI века, связанные крючком. Именно в ХVI веке это рукоделие получило самое большое распространение в Европе. В 1824 году схемы вязания крючком были изданы в голландском журнале «Penelope». В России история возникновения вязания крючком также не определена точным временным периодом. Издавна крестьянки вязали варежки, носки, а также чулки из овечьей шерсти. Этот вид рукоделия получил широкое распространение лишь в конце XIX века и считался исключительно женским, но не аристократичным ремеслом. В России ему обучались с детства, умение вязать крючком для каждой девочки-крестьянки считалось обязательным. Кружевами украшали полотенца, передники, фартуки, кофты, наволочки, блузы. Крючком вязали целые изделия: салфетки, скатерти, занавески, покрывала. Чаще всего кружева были однотонными, но в некоторых северных губерниях - цветными. Так, в Рязанской, Тульской, Пензенской областях, праздничные вязаные изделия были украшены интересными орнаментами и народными узорами. В XIX-XX веке получило распространение вязание сапожек и одежды.
Следующий вид творчества, который задействован в изготовлении изделий, хранящихся в фондах нашего музея – это ришелье. Это особый вид вышивки, в котором стежки наносятся на ткань, полностью заполняя фрагмент полотна. Относится к вышивке городского типа. Вышивка «Ришелье» представляет собой ажурный вышитый рисунок с обмётанным контуром. Это одна из самых благородных и изысканных кружевных техник, имеющая богатую и интересную историю. Ришелье возникло в эпоху Возрождения в XIV веке в Италии. Широкое распространение вышивка получила в Центральной и Западной Европе в XVI-ХVII веках. Изделия, выполненные ажурной вышивкой по свободному контуру, в которой отдельные элементы узора соединялись перемычками (бридами), были привилегией знати. Особенно любил этот вид вышивки кардинал Ришелье, по имени которого она и получила своё название. Ажурная вышивка использовалась, в основном, для украшения столового и постельного белья, воротников, жабо и носовых платков из тонких тканей. Вышивка имела несколько разновидностей в оформлении перемычек, а, также в рисунке самого узора и наличии дополнительных разделок. Контур узора во всех видах вышивки выполнялся «петельным», или, как его раньше называли, «фестонным» швом. Ришелье считается одним из самых изящных видов вышивки, в которой преобладают растительные и цветочные элементы. Ришелье, также известная как punto tagliato на итальянском языке, представляет собой технику рукоделия, при которой части текстиля, обычно хлопка или льна, отрезаются, а полученное «отверстие» укрепляется и заполняется вышивкой или игольным кружевом.
Не менее интересно для обсуждения коклюшечное кружево. Оно возникло в Генуе (Италия) в середине XV века, которая славилась своими высококачественными позументами. В Европу оно пришло в конце XVI века. Первоначально коклюшечные кружева были доступны лишь знати, так как до XVIII века они выплетались в основном из золотых и серебряных нитей. Постепенно кружевницы стали использовать более дешёвые материалы: медные посеребренные и позолоченные нити и льняную пряжу. Мастерицы начали делать тесьму и окантовку из белёной льняной пряжи, так кружева стали лёгкими, более дешёвыми и доступным для многих слоёв населения. Изготовлению коклюшечного кружева было легче научиться, чем вышивке «ришелье», а инструменты и материалы для изготовления льняного кружева были недорогими. В Европе появился готовый рынок для коклюшечного кружева всех качеств. Многие женщины имели возможность заниматься ремеслом, которое приносило больший доход, оно было более доступно, чем прядение, шитье, ткачество или другие виды домашнего текстильного искусства. Очень скоро коклюшечное кружевоплетение было налажено в благотворительных школах, богадельнях, и монастырях. В XVII веке текстильные центры Фландрии и Нормандии затмили Италию в качестве тонкого кружева, но до появления механизации ручное кружевоплетение продолжало практиковаться по всей Европе.
В России, как вид русского рукоделия, коклюшечное кружево появилось в начале XIII веке, а к началу XIX века уже сложилось 17 основных центров кружевоплетения. Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белёв, Кириши – самые крупные. К середине XIX века коклюшечное кружевоплетение сформировалось в народный художественный промысел. Творения русских кружевниц своей оригинальностью и красотой начали теснить западные, стали очень популярны за рубежом. Самые известные мастерские кружевоплетения были Вологодской губернии, вологодские кружева экспортировалось в Европу и во многие страны мира, даже в Южную Америку и Японию. В разных местностях кружево приобретало свои особенности. Воткинский завод вплоть до 1917 года относился к Вятской губернии. В 1890-е годы кружевоплетение на Вятке получило широкое распространение. В это время активно создавались школы кружевоплетения, для мастериц издавались альбомы с рисунками и сколками кружев. Первая школа кружевниц в Воткинске открылась в 1888 году. Её зачинательницей стала Анна Ивановна Крянина (в замужестве - Мерзлякова). Она несколько лет училась в Санкт-Петербурге в «Мариинской практической школе кружевниц». По возвращению на родину выпускницы школы обязаны были обучать односельчанок приёмам плетения. Самые искусные выпускницы могли устроиться работать при школе в качестве мастериц-артельщиц, на «плату, выдаваемую из доходов школы от исполняемых заказов». В 1898 году в Воткинском заводе работало уже 200 кружевниц, как в самой школе, так и после её окончания, по своим домам. В конце XIX - начале XX веков особенно модными были готовые изделия из русского кружева: дамские пальто, платья, шарфы, предметы интерьера – накидки для подушек, покрывала, салфетки. В наше время коклюшечные кружева по-прежнему остаются популярными. При этом, приспособления для кружевоплетения мало подвержены техническому прогрессу: это всё те же коклюшки, валик (подушка), сколок, булавки и нити.
Завершает повествование четвертая «кружевная история» – филейная вышивка. Это техника декоративного искусства, основанная на использовании сетчатой основы (от французского «filet» – «сетка»). Упоминания о подобных сетках восходят к дохристианским временам, однако достоверные сведения о применении вышивки по сетке датируются XIV веком
В Россию эта техника пришла в XVI веке благодаря реформам Петра I, который, стремясь развивать прикладное искусство, пригласил из Голландии двух монахинь-мастериц. Они обучили русских мастериц, прежде всего монастырских, основам вышивки по сетке. Метод быстро распространился по различным регионам страны, адаптировался к местным традициям и приобрёл характерные национальные черты. Со временем некоторые формы этой вышивки стали известны за пределами России как «русская филейная вышивка».
Различают два основных типа филейной вышивки: классическое филе и филе-гипюр. В первом случае рисунок формируется чередованием зашитых и пустых ячеек сетки – техника, напоминающая вязание крючком, что позволяет использовать аналогичные схемы. Второй тип, филейный гипюр, представляет собой более сложную и декоративно насыщенную форму, в которой ячейки заполняются плотными узорами («гипюрами»), выполняемыми различными техниками. В ряде российских регионов сформировались уникальные гипюрные стили с собственными наименованиями. Наиболее известные среди них – нижегородский гипюр и крестецкая строчка, признанные классикой отечественного декоративного искусства. К числу разновидностей филейной вышивки можно отнести и так называемую цветную перевить, распространённую в Рязанской, Смоленской и Калужской областях. Её особенностью является использование цветных нитей как для крепления сетки, так и для создания узора, что придаёт изделию яркий и выразительный характер. Сегодня филейная вышивка остаётся значимой частью народного художественного наследия и активно изучается.
В наши дни кружевные истории продолжаются. Кружево играет важную роль в мире высокой моды, особенно в создании вечерних и свадебных нарядов. Изделия ручной работы приобретают всё большую популярность и являются украшением подиумов и частных коллекций от кутюр. Каждое изделие – произведение искусства.