Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка, посвященная 185-летию со дня рождения Н.Г. Рубинштейна

«Памяти великого художника»

(виртуальная выставка, посвященная 185-летию со дня рождения

 Н.Г. Рубинштейна)

 

14 июня 2020 года исполняется 185 лет со дня рождения русского пианиста-виртуоза, дирижера, педагога, музыкально-общественного деятеля, основателя и первого директора Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна (1835-1881).

Этот выдающийся человек оказал большое влияние на становление П.И. Чайковского как великого композитора.

Осенью 1865 года, ещё до окончания Санкт-Петербургской консерватории, Чайковский получил от Николая Григорьевича предложение преподавать теорию музыки в Московской консерватории, открытие которой намечалось на осень 1866 года. Чайковский приглашение принял, и переезд в Москву имел огромное значение в его творческой биографии. Модест Чайковский, брат и биограф композитора, писал: «В первые годы, без преувеличения, для Чайковского вся Москва - это Рубинштейн».

Отношения двух музыкантов не были гладкими, самый острый конфликт был связан с неприятием Рубинштейна Первого концерта для фортепиано с оркестромЧайковского, написанного именно для него. Он нашел пассажи неисполнимо-трудными и отверг сочинение в целом. Впоследствии же, изменив своё мнение, он играл этот концерт неоднократно.

Однако Петр Ильич высоко ценил Николая Рубинштейна как исполнителя своих сочинений: «... я бы, конечно, никогда не сделал бы себе имени, если б у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты. Если б тебя не было в России, то я был бы обречен на вечные искажения» (письмо Н.Г. Рубинштейну от 14/26 января 1878 г.). В промежутке между 1866 и 1880 годом Николай Рубинштейн дирижировал премьерами почти всех оркестровых произведений Чайковского. «Ты - единственный капельмейстер в мире, на которого я могу вполне положиться», - признавался ему Чайковский (письмо Н.Г. Рубинштейну от 1/13 января 1878 г.).

В течение всей жизни Николай Григорьевич выступал как пианист с разнообразным репертуаром, основу которого составляли произведения БахаБетховенаЛистаШуманаШопена, а также русских композиторов-современников. Кроме того, он был исключительно сильным дирижером. Под его управлением прошло более 250 концертов, главным образом в Москве, но также в Петербурге и других городах. Сборы от концертов, данных им в конце 1870-х гг. в 33 городах России, были пожертвованы в пользу Красного Креста в помощь раненым на Русско-Турецкой войне.Известный музыкальный критик Г.А. Ларош писал: «... если когда-нибудь дар виртуоза мог быть назван творческим даром, то именно говоря о Н.Г. Рубинштейне. Волнуя и поражая своих слушателей, он умел оставаться ясным и спокойным; <...> чувство меры соединялось в этой игре с титанической силой, с обаятельною чувственною прелестью». Чайковский посвятил Рубинштейну 7 своих произведений (больше, чем кому-либо), среди них: Симфония №1, Концерт №2 для фортепиано с оркестром, а также, уже после смерти Николая Григорьевича, - трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого художника».

В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся ноты романса Чайковского, посвященного Н.Г. Рубинштейну, трио «Памяти великого художника», книги и фотографии, раскрывающие историю взаимоотношений великого композитора и «великого художника».

М.А. Светлакова,

ученый секретарь музея

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться