Как утверждает точная наука статистика, по всему миру ежедневно приходят адресатам более 3 миллионов писем.
Почтовое дело стало зарождаться на Руси еще в X столетии. Правда, тогда послания отправляли преимущественно князья. Простые же люди должны были беспрекословно предоставлять княжеским гонцам коней и корм: такая повинность называлась «повозом». Позже, в XIII веке, появились первые почтовые станции – ямы – и почтовая повинность трансформировалась в ямскую. Гонцов на лошади возили сами крестьяне. Расстояние между ямами составляло до 100 километров.
Внутригородская почта появилась в России в 1833 году: она работала в Петербурге. Жители столицы могли отнести свои письма в один из 45 пунктов приема. Трижды в день письма отвозили в почтамт, где послания сортировали, и почтальоны разносили их адресатам. В середине XIX века с появлением марок, которые нужно было клеить на конверт, в городах разместили почтовые ящики, и людям уже не приходилось подолгу ждать своей очереди в пунктах приема писем.
Первые ящики были сделаны из досок, обшиты железом и окрашены в темно-синий цвет. Новинка быстро стала мишенью для воришек, и ящики один за другим исчезали с городских улиц. Тогда их начали делать из чугуна: вес одной такой конструкции составлял под 40 килограммов, и снять его стены было довольно затруднительно.
В конце XIX и начале XX века рабочий день почтальона длился целых 16 часов – с раннего утра и до самой ночи. За это время сотрудник почтового ведомства мог прошагать около 30 километров с сумкой, весившей десятки килограммов. По этой причине корреспонденцию разносили только мужчины, а женщины, как правило, трудились в канцелярии ведомства.
Когда же появился первый конверт, сколько веков, городов и стран он прошел, чтобы оказаться в таком виде, каким мы привыкли видеть его в наше время? Если отрешиться от того, что конверт – это нечто бумажное, или на худой конец пергаментное, то сам принцип конверта был известен еще в древней Ассирии. Именно там глиняные клинописные таблички обмазывались сырой глиной и вновь обжигались: при правильном обжиге слипания не происходило. «Письмо-кирпич» при известной сноровке можно было аккуратно расколоть и прочитать.
В античные времена обходились вовсе без конвертов. Послания писались на восковых табличках, их складывали попарно лицом друг к другу и перевязывали шнурком, на котором ставили печать. Греки для печати делали смесь из глины и воска, а римляне обходились одним только воском. Экспедиция Магеллана привезла из Китая в Европу заморское клейкое вещество, названное впоследствии сургучом. Только несколько мастеров могли его изготовить, поэтому сургучные печати оберегали тайны особо важных персон. Для того чтобы прочесть письмо, нужно было сломать печати, отсюда и пошло выражение «распечатать письмо». Бумажные конверты появились в 1820 году, а до этого корреспонденцию писали на бумаге, потом складывали определенным образом и опечатывали. Торговец Бревер из города Брайтона, имевший свою фабрику по производству бумаги, сделал небольшую партию специальных пакетов для писем и бесплатно раздавал их своим клиентам. Спрос оказался ошеломляющим — эта вещичка оказалась очень модной, и все хотели отправлять свои письма в таких пакетах. Сначала их изготовляли вручную, но, когда спрос повысился, в Лондоне изобрели первую машину по изготовлению конвертов, от маленьких (для визитных карточек) до больших размеров. Они все так же склеивались сургучом, пока француз Пуарье не придумал проклеивать клапан конверта.
Кто бы мог подумать или предугадать полвека назад, что этот обычный пакет из бумаги будет играть огромную роль в успехе и процветании многих торговых марок и брендов компаний, в создании и распространении рекламы. Теперь конверт – это своего рода визитная карточка компании, который должен быть самым лучшим и неповторимым. Ему отведено очень важное и перспективное место в нашем обществе. Среди наиболее ценных и интересных предметов фонда П.И. Чайковского следует выделить визитные карточки композитора на русском, немецком, французском языках, двойной лист почтовой бумаги, карточку почтовую с фигурным обрезом края и конверт с водяными знаками и с вензелями под серебро «ПЧ». За свою жизнь Чайковский написал несколько тысяч писем, которые смело можно назвать шедеврами эпистолярного жанра. В письмах – вся его жизнь, с ее взлетами и падениями, печалями и радостями, в них – творческие успехи и разочарования композитора, его мысли и чувства. Для писем у Петра Ильича были «особые» конверты и бумага.
Сюжет водяных знаков на конверте и бумаге, хранящихся в музее, был по-особому дорог композитору. Это изображение памятника всаднице на коне и надписи «Jeanne d’Arc ANNO DOMINI 1429». Впервые П.И. Чайковский познакомился с жизнеописанием героини Франции в Воткинске в 1847-1848 гг., тогда же он посвятил ей стихи на французском языке, а с конца 1878 г. по февраль 1881 г. он трудился над созданием оперы «Орлеанская дева» – о жизни и подвигах Жанны д’Арк. Вероятно, в это время Петр Ильич заказал конверты и бумагу, представляющие в наши дни огромную ценность.