В фондах Музея-усадьбы П.И. Чайковского хранится замечательная коллекция тканей. Это домотканые льняные полотенца, фартуки, юбки, мужские рубашки-косоворотки и многое другое. Изделия, относящиеся к концу ХIХ – началу ХХ веков, в основном украшены вышивкой, выполненной в технике «крест».
Издревле вышивка на Руси была одним из самых любимых и распространённых видов женского рукоделия. Все женщины, от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. Девочек начинали обучать вышивке с 5-6 лет. Умение вышивать приветствовалось у девушек и женщин всех сословий. Считалось, что девушка, не умеющая вышивать, плохая хозяйка. Уже к 13-15 годам крестьянские девочки начинали готовить себе приданое. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка приготовленного ею приданого, это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты. По вышивке судили также об аккуратности и домовитости. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха вышитыми её руками полотенцами.
Почему ткани украшались вышивкой? В чём была её ценность?
Оказывается, в основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касалось вышивки, выполненной крестом. Крест всегда рассматривался как оберег, который защищал человека и его жилище от нечистой силы и дурного глаза. Вышивкой украшались полотенца, подзоры к простыням, рушники, скатерти, занавески, покрывала. Узоры, вышитые на одежде служили оберегом.
Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались «счетными». Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.
По характеру узоров и приемов их выполнения вышивка очень многообразна. Известно, что каждая губерния в России имела свои приемы вышивки, мотивы орнамента, цветовые решения. В мотивах вышивки присутствовало много символизма и скрытого смысла.
Большую роль в вышивке играет геометрический орнамент, нужно отметить и то, что даже формы растений и животных переведены в геометрический вид: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева и многие другие. Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. В виде ромба, круга, розетки изображалось солнце, которое является солярным знаком, символом тепла, жизни. Женская фигура символизирует Богиню-Мать, цветущее дерево,Древо жизни или Мировое древо олицетворяло плодородие, продолжение рода, птица - символизировала приход весны, крючковатый крест– пожелание добра и взаимопонимания. Если вышивка была свободной, то чаще преобладали узоры растительного характера.
Какие пожелания заложены в вышитые узоры?
«Виноград» - символ семьи, изобилия, веселья;
«Звезды» - символ Вселенной;
«Лилия» - символ девичьей чистоты и невинности;
«Дуб» - символ мужской энергии, жизни;
«Хмель» относиться к свадебной, молодежной символике;
«Древо жизни» - древний символ, пожелание семье долголетия и продолжения рода;
«Бабочка» - означает счастье, легкость; две бабочки - счастье в браке;
«Вода» - пожелание здоровья, благополучия;
«Голуби» - символ чистого, верного брака; вышивались парой.
Каждое рукотворное изделие отличается красотой, гармоничностью, совершенством, а техника, отточенная веками, профессиональностью и точностью.
Оксана Стрелкова, научный сотрудник отдела комплектования, учета и хранения фондов