Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка «На быстрых полозьях по снегу летят…» (санки из фондов музея-усадьбы П.И. Чайковского)

«Люблю я нашу зиму, долгую, упорную. Ждешь не дождешься, когда наступит пост, а с ним и первые признаки весны», - писал П.И. Чайковский в письме к Н.Ф. фон Мекк в 1878 году. Суровые и мрачные зимы того времени люди научились превращать в весёлые и приятные. Как только снежный покров становился достаточно плотным, из всех дворов выезжали сани: запряжённые лошадьми большие выездные сани для различных поездок, крестьянские дровни для перевозки грузов и маленькие ручные саночки для катания с гор.

Сани – одно из древнейших средств передвижения. Возраст самых старых найденных саней относят ко II тысячелетию до н.э., причём устройство этого вида транспорта за тысячи лет практически не изменилось, оставаясь гениально простым, но удивительно функциональным: полозья и сиденье, скреплённые между собой. Конструкция на полозьях появилась гораздо раньше, чем колёса и использовалась не только зимой, но и летом. Тащить сани по траве, глине или болотистой местности зачастую было легче, чем телегу, повозку или тачку.

В русском языке слово «сани» имеет славянское происхождение и восходит к слову «сань» - полоз, змея.  В основе конструкции лежал кузов, поставленный на полозья – длинные деревянные брусья с плавно загнутой вверх головкой. В зависимости от своего назначения и региона сани также называли «возила», «возок», «дровни», «салазки», «розвальни», «съездки», «каптана», «избушка», «волокуши», «нарты» и др.

Одной из самых популярных забав в XIX веке было катание на санях. Во время массовых катаний составлялись поезда из десятков саней, во время масленичных гуляний молодежь с песнями вповалку на санях разъезжала по окрестностям. Функция саней была не только развлекательной, их использовали в качестве пассажирского и грузового транспортного средства, для хозяйственно-бытовых нужд. Полозья некоторых грузовых саней достигали 3,5 метров, их делали из дуба, вяза, берёзы, клёна, поскольку эта древесина отличается особой прочностью. В условиях снежных русских зим загиб у полозьев приходилось делать намного сильнее, чем на санях в европейских странах, чтобы обеспечить лучшую проходимость, за что в некоторых регионах их прозвали «лебедями».

Сани, санки и саночки разных видов хранятся в музее-усадьбе П.И. Чайковского: от маленькой металлической игрушки в виде саночек, помещающейся на ладони, до почти двухметровых саней-розвальней.

Инна Володина, научный сотрудник

Игрушка детская «Санки-розвальни». Россия, XIX в.
Санки железные. Россия, 1900-1910 гг.
Санки железные. Россия, 1900-1910 гг.
Санки деревянные. Россия, начало XX в.
Сани. Россия, конец XIX – начало XX вв.
Санки-розвальни. Россия, конец XIX – начало XX вв.
Санки деревянные для катания и перевозки небольших грузов. Россия, начало XX в.
Санки из металлического уголка. Россия, Воткинск, первая половина XX в.
Санки. Россия, начало XX в.

Подписка на новости

Подписаться