Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка "Музыкальный вечер в доме Чайковских"
Автор: Музей-усадьба П.И. Чайковского

Композиция «Музыкальный вечер в доме Чайковских» - это уникальные фарфоровые куклы, созданные ижевскими художниками по фарфору Еленой и Мариной Лебедевыми. Этот проект был реализован в 2013 году и посвящен 200-летию со дня рождения матери композитора Петра Ильича Чайковского – Александры Андреевны. В композицию входят 8 авторских кукол в костюмах 1840-х годов, они представляют окружение маленького гения, людей, которые своим вниманием и заботой сумели воспитать в Петре любовь к музыке, увидеть его талант.

Елена Владимировна Лебедева считает: «…Чайковский должен стать частью повседневной культуры семьи, потому что именно семья сделала его великим…». Более 25 лет Елена Лебедева работает с фарфором в литьевой технике. Она одна из первых художниц, которая стала заниматься изготовлением кукол в Удмуртии и является автором и координатором проекта Международного объединения авторов кукол «Кукла для музея». Елена - многократная участница международных и российских выставок. На сегодняшний день работы художницы хранятся в 5 музеях России. Это Воткинск, Ижевск, Калининград и Чайковский, а также в частных коллекциях в России, Англии, Франции, Канаде, Польше.

Профессиональное изготовление куклы требует большого объема знаний в самых различных областях – скульптура и анатомия, история искусства в целом и история моды, цветоведение и композиция. Необходимо также владение практическими навыками лепки, шитья, вышивания, искусства изготовления парика и миниатюрной туфельки. Елена Лебедева, признается: «На костюмы наших дам, например, ушло не меньше пяти метров ткани на каждую. Когда мы начали разбираться, тут оказалось столько удивительных вещей, которые сегодня по разным поводам забыты…. Женские волосы сделаны из канекалона – он используется для наращивания волос и для дредов. Для того чтобы сделать такой парик, нам нужно две недели работы. Сначала идет подготовка основы: по три волоса завязываются на нить-основу специальным узлом, так готовится тресс в 1,5-2 метра. Затем волосы накручиваются на бигуди, ошпариваются кипятком для закрепления прически, и вот теперь это уже очень надолго. Для мужских париков использовалась овчина и шерсть ламы».

Любовь к фарфору Елена привила и дочери Марине, она стала художником декоративно-прикладного направления. Сегодня Марина также является редактором и корректором проектов. О проекте «Музыкальный вечер в доме Чайковских» она говорит следующее: «Прежде, чем начать работать над экспозицией, мы собрали весь материал. Ведь сначала нужно было изучить эпоху, посмотреть костюмы, мебель и т.д. Посмотрели, как одевались, как причесывались. Из собранной информации мы взяли наиболее характерные и интересные детали из разных костюмов и свели их в коллекционную вещь. Мы все немножко модельеры, скульпторы, обувщики, вышивальщики… Мы немножко пофантазировали на тему того, что могло бы быть, если бы мы вдруг случайно застали музыкальный вечер в доме Чайковских…».

Все образы, прически, мельчайшие детали костюма — это кропотливый труд авторов. Куклы не имеют достоверного внешнего сходства с прототипами, но они точно передают дух эпохи: «Дом Чайковских в Воткинске был своеобразным культурным центром, куда стекались образованные, культурные люди, сюда приезжали гости из столицы. Музыкальный вечер – это, пожалуй, единственное статусное мероприятие, на котором можно было показать социальный срез общества. Здесь первые люди округа, духовная власть, военная власть, юная барышня, которая только выходит в свет, пожилая дама, которая является помощницей по хозяйству, служанка. Мы выбрали именно этих персонажей, чтобы показать людей разного статуса, разного звания, разной социальной принадлежности, разного пола и возраста», - рассказывает Елена Лебедева.

В центре композиции представлены родители Петра – Илья Петрович и Александра Андреевна Чайковские. Отец будущего композитора Илья Петрович неплохо играл на флейте, даже составлял с сослуживцами любительские ансамбли: «После обеда был у меня квартет и трио. Разыгрывали пьесы очень недурные: флейта – я, гитара, наподобие лиры – Романов, он очень хорошо играет, виолончель – Вакар гвардеец». Александра Андреевна играла на фортепиано, у нее был приятный голос - она исполняла романсы Алябьева, Варламова, Гурилева.

 «В среднем такая кукла делается за месяц, но это если готовить каждую отдельно. Поскольку это коллекция, то к ней требования особые: сначала мы сделали все модели, вылепили лица всех персонажей, которых мы выбрали, потом из всех персонажей готовили кукол. То есть сначала все модели, потом все формы, затем все тела, далее парики и одежда. И в результате, начав делать марте 2012 года, мы увидели первых кукол только в октябре», - рассказывает Марина Лебедева. 

В левой части композиции представлены служащие завода, выпускники петербургских институтов, прошедшие стажировку в Европе. Это господин Вакар, гвардеец, служащий Воткинского завода (мундир обер-офицера гвардии, зеленого цвета), именно он не плохо играл на виолончели. В Воткинск изредка приезжал в гости поляк, офицер, очаровательный в обществе господин Машевский (мундир штаб-офицера уланского полка, синего цвета), он отличался умением играть мазурки Шопена. Фанни Дюрбах – гувернантка детей Чайковских вспоминала: «Приезды офицера для нашего маленького музыканта были сущим праздником. К одному из них он самостоятельно приготовил две мазурки и сыграл их так хорошо, что Машевский расцеловал его.  Я никогда не видела Пьера таким счастливым и довольным, как в этот день».

Справа от родителей представлен настоятель Благовещенского собора и крестный отец Петеньки – отец Василий (Блинов). Этот человек оказал большое духовное влияние на маленького Петра. Сидит на стуле Надежда Тимофеевна Вальцева – крестная мать Петра, родственница Ильи Петровича, к которой все относились с большим уважением. Петр стал наследником ее единственной ценной вещи – иконы Казанской Божьей Матери в серебряном окладе. На шее у Надежды Тимофеевны висит изящное украшение, созданное из чугуна, что отражает события времени. Во времена Отечественной войны 1812 года дамы, по примеру прусской принцессы Марианны, сдавали свои золотые украшения в пользу армии. Сдававшие свои золотые драгоценные украшения дамы являли собой яркий пример патриотизма. Рядом стоит Зинаида – старшая сестра Петра, которая училась в Екатерининском институте, в Санкт-Петербурге.  Пётр увидел в первый раз сестру лишь в шесть лет, когда Зинаида приехала погостить в Воткинск: «Зинаида представлялась впечатлительному мальчику какой-то феей, явившейся из мира, полного чудес и неземных прелестей. Рассказы о театрах, видеть которые казалось ему несбыточным блаженством, танцы, которым она начала их учить, устраиваемые ею живые картины – все это чаровало и волновало его воображение». Все эти люди, так или иначе, принимали участие в судьбе великого композитора, наполнили его детство первыми музыкальными впечатлениями. Помимо кукол в композиции есть миниатюрные копии мебели из музыкальной гостиной дома, в котором родился Пётр Чайковский. Марина Лебедева рассказывает: «Мебель сделана украинским мастером по точной копии с фотографии, представленной в Музее-усадьбе П.И. Чайковского».

Композиция «Музыкальный вечер в семье Чайковских» является украшением фарфоровой коллекции музейного собрания и представляется на разных экспозиционных площадках, как передвижной проект Музея-усадьбы П.И. Чайковского.

Автор: А. Глухова

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться