Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка музейной коллекции шкатулок XIX-XX вв.
Автор: Инна Володина, заведующий экспозиционно-выставочным отделом

«Шкатулочки с секретом»

 

Первые шкатулки, найденные археологами в Египте и Японии, были изготовлены несколько тысячелетий назад. От них сохранились фрагменты, по которым можно было сделать выводы, что принадлежали шкатулки достаточно состоятельным людям: деревянные изделия были украшены резьбой и драгоценными камнями. В России в качестве шкатулок долгое время использовались ларцы, изготовленные из бересты, дерева, глины. Лишь при Петре I ларцы сменились небольшими изящными шкатулками, декорированными камнями, ажурной резьбой, обитые изнутри тканью. Их стали делать из металлов (в том числе драгоценных), стекла, слоновой кости, фарфора.

Функционал шкатулок расширялся: предназначенные для хранения ценных вещей коробочки оснащались замками, потайными отделами, двойным или тройным дном. Открыть секреты такой шкатулки мог только владелец либо ограниченный круг лиц, имевших доступ к содержимому.

Коллекция шкатулок, хранящихся в фондах музея-усадьбы, небольшая, но разнообразная. Есть экземпляры, сделанные из дерева, стекла, металла, украшенные росписью, вышивкой бисером, инкрустацией черного дерева, рельефными накладками, гравировкой, некоторые обиты изнутри бархатом, атласом, дополнены зеркальными вставками.

Каждая из шкатулок представляет интерес для исследователей. В данной публикации остановимся на нескольких, представленных в экспозиции музея. Одна из них, деревянная шкатулка для чая с откидной крышкой и срезанными углами, принадлежала семье Чайковских. Крышка инкрустирована узкой металлической полоской, в центре которой сохранилась выполненная металлом надпись «Чай». Металлом инкрустирована и окантовка крышки по периметру, которая представляет собой широкую полосу темно-желтого цвета и вторую — тонкую, в виде нитки. В переднюю стенку корпуса врезан замочный механизм с металлической накладкой. Согласно легенде, такой способ хранения связан с тем, что в XIX веке чай был очень дорогим продуктом. Мать Петра Ильича Чайковского Александра Андреевна Ассиер, в период жизни семьи в Воткинске, ездила на Нижегородскую ярмарку, где в числе прочего покупала и чай. Закупленный в больших упаковках («цыбиках») чай делили на порции и хранили в специальных шкатулках, закрытых на ключ.

В голубой гостиной, принадлежавшей матушке великого композитора, представлена деревянная шкатулка, закупленная в 1991 году в одном из комиссионных магазинов г. Москвы и датированная первой половиной XIX века. Отличает эту шкатулку необычное украшение – вышивка мелким бисером, вставленная в специальную выемку на верхней лицевой стороне крышки. Сюжет вышивки отсылает к восточным мотивам: на переднем плане изображены три фигуры в национальной одежде, среди которых нарядная женщина, очевидно из знатной, зажиточной семьи, мужчина, прикрывающий ее зонтом сверху и женщина, упавшая перед ними на колени. Завершают общую картинку вазон с цветами, пагода и пальма за решетчатой изгородью на заднем плане. Известно, что Александра Андреевна Чайковская увлекалась рукоделием, прекрасно вышивала, поэтому шкатулки, подобные этой, вполне могли бы стоять в ее комнате.

Интересна шкатулка из латуни, на дне которой стоит клеймо «FRAGET N PLAQUE», изготовленная в конце XIX – начале XX века. Фирма «Fraget» была организована братьями Альфонсом и Иосифом Фраже в Варшаве в 1824 году, в то время, когда Польское государство входило в состав Российской Империи. Братья занимались производством небольших бытовых и кухонных изделий, покрытых тонким слоем серебра, которые быстро завоевали популярность среди населения. Фирма быстро развивалась, следуя современным тенденциям своего времени, была организована лаборатория, где проводились исследования по гальванизации – особому методу нанесения серебра на неблагородные металлы, благодаря которому можно было значительно удешевить производство. Продукция фабрики постоянно рекламировалась, была доступной по цене, благодаря чему стала настолько популярной, что словом «фраже» начали называть все посеребренные изделия и изделия «под серебро». В 1896 году фабрика получила золотую медаль на выставке в Нижнем Новгороде и разрешение на использование герба с двуглавым орлом на своих изделиях, что означало признание высочайшего качества продукции. Клеймо с двуглавым орлом присутствует на шкатулке из коллекции музея. К сожалению, после того, как с началом Первой мировой войны, Польша вышла из состава Российской Империи, дела фабрики ухудшились, постепенно она ушла с рынка. Тем не менее сохранившиеся образцы изделий «Фраже» встречаются по сей день, в том числе и в Воткинске.

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться