Воткинск - родина композитора П.И.Чайковского. Это место особенное, и когда на родину гения русской музыки приезжают многочисленные поклонники его таланта, им бывает интересно все. Они с трепетом проходят по залам дома, где жила семья композитора. Внимательно слушают рассказ экскурсовода музея о жизни семьи Чайковских в Воткинске, но не меньшее впечатление на гостей производит природа родины Чайковского. «Пейзажи Воткинска и окрестностей настолько гармоничны и музыкальны, что здесь невозможно не стать художником», – отметил однажды один из посетителей музея. И действительно это так. Не случайно, в Воткинске, на родине композитора, в 1986 году было создано Общество воткинских художников. Его главной целью стало формирование художественных ценностей и повышение культурного уровня города. Многочисленные выставки, организованные творческим союзом, чаще всего связаны с пейзажами Воткинска и его окрестностей, портретами земляков, И конечно, объединяет художников тема личности и творчества П.И. Чайковского.
Не случайно, поэтому сотрудники музея на протяжении длительного времени собирают коллекцию живописных произведений художников родины П.И.Чайковского. Работы, собранные в коллекции фонов музея, самые разные: графика В.В. Башегурова и акварель с «философским смыслом» П.И. Соломенникова; большая коллекция работ Я.Л.Завирухи – одного из старейших живописцев города и «музыкальные» акварели, Л.Г. Костылева;
Знакомясь с работами художников, невозможно не вспомнить исследование основателя российской фенологии Дмитрия Никифоровича Кайгородова (31.08.1846 – 11.02.1924) «П.И. Чайковский и природа», где он показывает благоприятное влияние природной красоты на человека.
Дмитрий Кайгородов — один из основоположников этико-эстетического направления в отечественной природоохране. На рубеже двух столетий ХIХ и ХХ, наверное, не было в России ученого-естественника, кто так бы обращал внимание своих читателей и слушателей на природную эстетику. Но Кайгородову удалось настолько глубоко «войти в тему», что его работу можно считать классикой жанра и ярким примером неразрывной связи творчества и умения видеть красоту природы он видит в творчестве Чайковского: «Яркий пример П.И. Чайковского показывает, какую великую роль может сыграть в жизни человека сильно развитое чувство природы. Чувство это, наравне с чувством религиозным (с которым оно близко родственно), прирождено каждому человеку, хотя бы иногда и в зачаточном состоянии, как и всякое другое чувство, оно может быть воспитываемо и развиваемо. Родители и школа должны всемерно заботиться о культивировании этого чувства в нарастающих поколениях, чувства питающего и возвышающего душу и ведущего к «действительному счастью», столь редкому на нашей планете…»