7 января 2024 г. после более 20 лет восстановительных и реставрационных работ открыл свои двери Благовещенский собор г. Воткинска. На протяжении семидесяти с лишним лет здание собора было занято театром, кинотеатром и ДК им. Ленина. История первого каменного храма Воткинска неразрывно связана с семьёй великого русского композитора П.И. Чайковского. С самой постройки в 1819 г. храм оставался без колокольни. Её построили уже после 1837 г. в бытность отца композитора начальником Воткинского завода. В этом храме крестили четырёх детей Чайковских, а в 1837 г. ещё до их рождения – отпевали старшую дочь Екатерину, умершую в возрасте 9 месяцев.
Пётр Ильич Чайковский был крещён в Благовещенском соборе 5 мая (17 мая по н. ст.) 1840 г. Таинство крещения совершал настоятель собора протоиерей Василий Георгиевич Блинов, близкий друг семьи Чайковских. Он же стал и крёстным отцом будущего композитора. Эта информация отражена в свидетельстве о рождении, которое родители Чайковского получили в 1846 г. Много лет спустя старший брат композитора Николай Ильич вспоминал: «… Отец Василий Блинов <…> считался нашими родителями умницей, а мне – ребёнку казался очень красивым стариком. Он учил меня, а может быть и Петю – Закону Божиему…». В.Г. Блинов был ещё председателем Комитета о строительстве Благовещенского собора, законоучителем и инспектором воткинских и Перевозинской школ.
В коллекции музея-усадьбы П.И. Чайковского хранится несколько экспонатов, связанных с главным храмом Воткинска: макет собора, книги и нотные издания.
Особенную ценность представляют две книги, принадлежавшие В.Г. Блинову, крёстному отцу композитора. Это книги «Систематический свод существующих законов» (1819 г.) и «Описание судебных действий» (1815 г.). На каждой из них стоит личная подпись священника.
Именно в Благовещенском соборе Воткинска Чайковский впервые услышал духовную музыку. Его отец Илья Петрович восторгался хором собора: «Певчие прекрасные, одеты как придворные в голубых с голунами польских и греческих одеждах». Впоследствии композитор и сам писал духовные произведения. Среди них «Литургия Св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Девять духовно-музыкальных сочинений» и др.
Отдельный интерес среди экспонатов музея представляет книга Н. Темномерова «Учение о богослужении православной церкви» (1907 г.), принадлежавшая жительнице Воткинска В.В. Трифоновой-Красильниковой (1900-1993). В книге кроме подписи она, ученица третьего класса, оставила ещё и интересные пометы. Вера Васильевна с 8 лет пела в хоре Благовещенского собора, а впоследствии стала первым учителем музыки в Воткинске.
Хранятся в музее и некоторые духовные нотные издания конца XIX – начала XX века, подобные которым могли бытовать в Воткинске и использоваться певчими собора.