Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка к дню памяти И.С. Тургенева (1818-1883)

3 сентября исполняется 137 лет со дня смерти выдающегося писателя, Ивана Сергеевича Тургенева. Он считается классиком не только русской, но и мировой литературы. Большую часть жизни Тургенев провел за границей и ушел из жизни в возрасте 64 лет. Его тело было доставлено из Франции в Петербург, похоронен И. С. Тургенев на Волковом кладбище. 

Это был человек необыкновенного склада ума. Ф.М. Достоевский писал о нем: «На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев. <…>Что за человек! <…> Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, — я не знаю, в чем природа отказала ему»?

Он был прекрасным спортсменом, заядлым охотником, модником, гурманом и большим поклонником классической музыки. Музыку он любил с детства, и говорил даже: «Для меня музыкальное наслаждение выше всех других».Благодаря незаурядным способностям Тургенев поступил в Московский университет в возрасте 14 лет. В 18 лет стал кандидатом, а в 23 – магистром философических наук. В его жизни случилась и роковая любовь, которой он был предан до последних дней.

Музыкальные вкусы И. С. Тургенева оставались устойчивыми до конца жизни писателя и склонялись преимущественно к венской классике – Моцарта и Бетховена, немецким романтикам – Шуберта и Шумана, итальянской опере первой половины XIX века - Беллини, Доницетти, особенно любил Россини, французской опере - Мейербера, Гуно, Бизе. Среди русских композиторов Иван Сергеевич особенно высоко ценил Михаила Ивановича Глинку, Николая Андреевича Римского-Корсаковаи Петра Ильича Чайковского. 

С Чайковским Иван Сергеевич Тургенев не был лично знаком, о чём писал Якову Полонскому:  «Чайковского я видел в Москве, слушал его музыку и находился с ним в переписке, но лично не познакомился. Он показался мне человеком весьма симпатическим – и талант у него несомненный, во всяком случае, гораздо более замечательный, чем у всех гг. Кюи, Балакиревых и прочих бездарностей, которых стараются раздуть в гении».

Высокая оценка Тургенева в адрес Чайковского звучит и в его письме к Владимиру Стасову: «Из всех молодых русских музыкантов только у двух есть талант положительный – у Чайковского и у Римского-Корсакова».

Тургенев видел Чайковского и слушал его музыку в Москве, в малом зале Благородного собрания 1871 года. В том же 1871 году писатель обратился к Марии Милютиной с просьбой выслать «Шесть романсов» П. И. Чайковского, изданных Юргенсом в Москве в 1870 году, по получении которых писал ей из Парижа: «Вчера прибыли романсы Чайковского, которые госпожа Виардо тотчас разыграла и из которых ей понравились три последние, а особенно самый последний – на слова Гёте в переводе Мея».

Сочинения русских композиторов Глинки, Бородина и Чайковского Полина Виардо пела по-русски. С какой «страстной выразительностью» она исполняла романс «Нет, только тот, кто знал…» Чайковского и как безукоризненно выговаривала слова.

Также вспоминали, что когда Виардо пела романс «И больно, и сладко…», Тургенев «совершенно воодушевлялся», Василию Дмитриевичу Поленову запомнилось, как «Иван Сергеевич стоял в углу и прямо рыдал. Он не мог слышать её пение без слёз».Именно Полина Виардо и была той роковой любовью Тургенева.Их отношения длились 40 лет – с 1843 по 1883 годы. Вероятно, это самая продолжительная история любви.

Чайковский знал лично певицу и несколько раз посетил её, бывая в Париже. Петр Ильич пленился простотой и искренностью в обхождении Виардо, нескрываемой симпатией к нему. «Это такая чудная и интересная женщина, что я совершенно очарован ею. Несмотря на свои 70 лет, она держит себя на положении 40-летней женщины, подвижна, весела, любезна, обходительна и сумела так устроить, что я с первой минуты почувствовал себя у неё как дома», – писал он друзьям.

В 1874 году  Тургеневу, по его просьбе, присылают увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», написанную Чайковским в 1869 году. В 1878 году Тургенев приобретает фортепианную партитуру оперы «Евгений Онегин» и две скрипичные пьесы: «Меланхолическую серенаду» и «Вальс-скерцо», которые с большим успехом исполнялись 1874 году в Третьем русском концерте в Париже в концертном зале Трокадеро под управлением Антона Григорьевича Рубинштейна. По свидетельству писателя, именно эти концерты вызвали ещё большую его заинтересованность Чайковским и его произведениями.

В письме к своему другу Ольге Новиковой-Киреевой Иван Сергеевич писал: «Я нахожу весьма замечательной симфоническую фантазию Чайковского «Буря»».Но всего более писателя заинтересовала опера «Евгений Онегин». Тургенев, побывавший на репетиции оперы в Московской консерватории, писал дочери Полины Виардо Клоди: «Музыка показалась мне очаровательной: горячая, страстная, юная, живописная, поэтическая. Особенно хорош и полон воодушевления оркестр».

Однако в письме к Л. H. Толстому он даёт опере неоднозначную оценку: «Несомненно, замечательная музыка, особенно хороши лирические, мелодические места. Но что за либретто! Представьте, стихи Пушкина о действующих лицах вкладываются в уста самих действующих лиц».Далее Тургенев писал: «Имя Чайковского здесь очень выросло после русских концертов в Трокадеро, в Германии оно давно пользуется если не почётом, то вниманием. В Кембридже мне один англичанин, профессор музыки, пресерьёзно сказал, что Чайковский – самая замечательная музыкальная личность нынешнего времени».

Среди самых известных произведений Тургенева не только романы, такие как «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Дым», но и много  повестей и рассказов, например «Записки охотника», «Муму», «Стихотворения в прозе». Последнее произведение, написанное Тургеневым, была повесть «Клара Милич». Именно в этом произведении Иван Сергеевич обращается к музыке Чайковского. Прообразом Клары Милич, была одна из любимых актрис Чайковского Е. П. Кадмина – первая исполнительница партии Морозовой в его опере «Опричник». В повести Клара исполняет на литературно-музыкальном утре в Москве романс Чайковского «Нет, только тот, кто знал свиданья жажду…». 

 

В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске хранится не так много материалов, связывая двух великих  людей.  Для вашего просмотра представлены  нотные издания. Похожие партитуры хранились и в библиотеке И.С. Тургенева.

Опричник
ОПРИЧНИК
Портрет Тургенева
Опричник
Буря
Буря, фантазия для оркестра
Ромео и Джульета
Больно и сладко

Подписка на новости

Подписаться