Русский композитор, пианист и дирижер 19-го столетия Милий Балакирев посвятил всю свою жизнь музыке, так и не найдя простого человеческого счастья. Он стал идейным вдохновителем и создателем отдельного течения в искусстве, а его талантливое наследие актуально и по сей день.
Родился Милий Алексеевич 2 января 1837 года. С ранних лет демонстрировал интерес и способности к музыке. Первые музыкальные уроки получил от матери. В 10-летнем возрасте он прошел ускоренный курс фортепианной техники у популярного педагога и композитора Александра Дюбюка. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отдали в Нижегородский дворянский институт. Там он получает среднее образование(1849-1853), параллельно берет уроки у дирижера и пианиста Карла Эйзриха.
В 1854г, в возрасте 16 лет, юноша выпускается из стен Нижегородского дворянского института и по настоянию отца поступает вольнослушателем на математический факультет Казанского университета, живя, главным образом, на скудные средства от уроков музыки. В этот период он сочинил свои первые произведения: фортепианную фантазию на мотивы из «Жизни за Царя», романс: «Ты пленительной неги полна» (1855) и концертное Allegro.
Не проучившись в Казани и двух лет (1853-1855), Балакирев возвращается домой, где начинает дирижировать оркестром Карла Эйзериха, именно он познакомил талантливого ученика с Александром Улыбышевым –музыкантом-любителем и меценатом. В доме Улыбышева, тоже нижегородца, Балакирев попал в творческую среду: здесь встречались писатели и художники, гостили актеры.
В 1855 году Балакирев вместе с Улыбышевым уезжает в Петербург, где впервые выступает перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста, а также демонстрирует талант дирижера.
В Петербурге он знакомится с композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Это знакомство стало судьбоносным в его жизни. Глинка высоко оценил творчество талантливого юноши и посоветовал ему посвятить всего себя написанию музыкальных композиций в национальном духе. Благодаря Глинке, он сочинял увертюры на русские и чешские темы, музыку к трагедии Шекспира «Король Лир» и романсы, которые композитор Александр Серов назвал «свежими здоровыми цветками на почве русской музыки».
В конце 1850-х годов в биографии Балакирева фигурирует большое количество новых знакомств с музыкантами – Владимиром Стасовым, Александром Даргомыжским. Совместно с ними в 1862 году он образовал кружок «Новая русская музыкальная школа», который прозвали «Могучей кучкой».
С каждым днем единомышленников становилось все больше – со временем к «кучке» присоединились такие внушительные композиторы Российской империи, как Александр Бородин, Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. «Могучая кучка» активно пропагандировали идею народности в современном искусстве, которая являлась авангардной внутри русской культуры.
Главной задачей всей своей жизни Балакирев считал становление русской музыки и музыкальной школы. Он редактировал ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова, совместно с последним готовил к изданию партитуры опер Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», сочинения Фредерика Шопена. Балакирев активно участвовал в работе не только «кучкистов», но и других композиторов, в том числе и Чайковского, подсказывая им новые темы и сюжеты для творчества. Но, оставаясь один на один с листом нотной бумаги, Балакирев испытывал волнение, перераставшее в депрессию. Он не был уверен в себе, он хотел быть лучшим, стать на одну ступень с Глинкой или Бетховеном, но боялся разочарования и провала.
Гораздо лучше ему удавалась роль музыкального консультанта и редактора, вдохновителя своих соратников по «Могучей кучке», лишь бы не писать самому. Идеи «для себя» его быстро разочаровывали и, как следствие- отвергались. Возможно потому, что самые выигрышные сюжеты он отдавал своим ученикам-кучкистам. Тем самым собственное сочинительство отошло на второй план.
В 1862 году, в год образования «Могучей кучки» Балакирев вместе с Гавриилом Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоявшую под императорским покровительством.
В 1866 году Милий Балакирев был приглашен в Прагу – заведовать постановкой опер Михаила Глинки «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила», которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности «Руслан и Людмила».
Несколькими годами позже Балакирев отказывается от приглашения стать профессором Московской консерватории, считая себя недостаточно образованным для преподавания в академических стенах, «а всё, что знает, усвоил из музыкального навыка и по догадке». Он был ярым противников консерваторий, считая, что талант взращивается только в домашних условиях.
Систематического профессионального музыкального образования Балакирев не получил, но о возможностях самоучки можно судить по фактуре его знаменитой пьесы «ИСЛАМЕЙ» (фантазии на восточные темы 1869 г).
В 1870-е годы Милий Балакирев стал одним из самых авторитетных музыкантов Петербурга. Его пригласили дирижировать в Императорское Русское музыкальное общество. Здесь тоже зазвучала музыка композиторов «Могучей кучки», прошла премьера Первой симфонии Александра Бородина. Однако через два года в 1869 году Балакиреву пришлось оставить дирижерский пост: в придворных кругах были недовольны резкими высказываниями композитора о музыкальном консерватизме. Композитора начали подвергать клевете и гонениям, что немало повлияло на его общее психологическое состояние.
К середине 1870-х годов дороги композиторов-кучкистов разошлись, что было вызвано в большей мере внутренними творческими расхождениями и лишь отчасти- душевным кризисом Балакирева. Ученики стали опытными и самостоятельными композиторами.
Тяжело переживая потерю дирижерского поста и влияния на своих бывших единомышленников, Балакирев отказался от музыкальных занятий, поступил на рутинную службу на Варшавской железной дороге, ударился в религию и в минуты душевного опустошения раздумывал даже об уходе в монастырь. Приютил множество бездомных кошек и собак. Вёл затворнический образ жизни в собственном доме, затаив в своей груди тяжкую боль.
Только в следующем десятилетии композитор вернулся к полноценной музыкальной деятельности, стал снова сочинять, выступать публично, вновь возглавил свою школу и принял в 1883 году предложение стать руководителем придворной певческой капеллы. Но что-то уже надломилось в его духовном существе, какая-то глубокая надтреснутость чувствовалась в нем, словно нанесенная когда-то рана не хотела зажить окончательно.
За 11 лет на должности руководителя певческой капеллы он продемонстрировал свои лучшие организаторские качества – начиная с перестройки здания капеллы и заканчивая заботой о судьбе певцов, потерявших голос. Именно с этого момента в учреждении появляется свой полноценный оркестр, существующий и сегодня.
После увольнения из капеллы в 1894 году Милий Алексеевич получает возможность и время заняться собственным творчеством. Он пишет новые произведения, перерабатывает те, что были написаны в юности. Становясь все более деспотичным и нетерпимым, он поддерживает славянофильские взгляды и осуждает революцию 1905 года, чем отталкивает от себя многих людей из ближайшего окружения.
Из-за того, что Милий Алексеевич был заложником трудных жизненных обстоятельств (всю жизнь он еле-еле сводил концы с концами, о нем постоянно злословили недоброжелатели) композитор никогда не был женат, так и остался холостяком, помешанным на музыке.
Балакирев Милий Алексеевич скончался 29 мая 1910 года в возрасте 73 лет. Несмотря на то, что он давно уже не участвовал в публичной музыкальной жизни, его хоронили как великого деятеля русской культуры
В конечном итоге, Балакирев был не только гениальным композитором или выдающимся исполнителем. Он был кем-то большим – великим русским музыкантом. Человеком, который как никто чувствовал музыку. Человеком, которого мироздание наделило даром открывать таланты. Милий Алексеевич Балакирев оставил нам драгоценное наследство в целом ряде отраслей музыкального общества.