Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка к 135-летию первого издания театрального, музыкального и художественного журнала «Артист»
Автор: Музей-усадьба П.И. Чайковского

«В твердом картонном переплёте с бумажным покрытием с абстрактным рисунком малахитового цвета. Корешок кожаный тёмно-зелёного цвета, углы крышек обтянуты коленкором зелёного цвета. На корешке тиснением название, год издания, номера журналов и буквенное обозначение: «Артист, 1891, 12. 13. 14., Н.П.» – этими словами в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации начинается описание одного из сборников журналов, хранящихся в фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского.

Первый номер журнала «Артист» вышел в сентябре 1889 года в московской типо-литографии Высочайше утвержденного Товарищества И.Н. Кушнерев и Ко и был рассчитан на круг любителей театра, музыки, литературы, живописи. На первых страницах нового журнала была размещена статья С.А. Юрьева и В.А. Гольцева «О целях и задачах нашего журнала», в которой авторы призвали к сотрудничеству всех, кому дорог русский театр: «…мы приглашаем участвовать в нашем журнале своими трудами русских писателей, драматургов, артистов сцены, режиссеров, художников и декораторов, и вообще всех занимающихся театральным искусством или интересующихся им, прося их сообщать нам для напечатания их сочинения, их теоретические и критические статьи, замечания и разного рода сообщения, касающиеся вопросов драматической литературы, истории театра во все времена и во всех странах».

Список лиц, принимавших участие в создании журнала был весьма широк. Основатель, издатель и редактор журнала Федор Александрович Куманин (1855-1896) привлек к участию в этом проекте известнейших специалистов того времени, среди которых были профессора, писатели, драматурги, журналисты, артисты, художники, композиторы. Журнал отличался большим форматом и великолепным по тем временам оформлением: иллюстрациями в текстах статей, многочисленными вклеенными изображениями и фотографиями на мелованной бумаге.

Имя Петра Ильича Чайковского не раз появлялось на страницах «Артиста». В дебютном номере журнала были размещены ноты с вальсом П.И. Чайковского «Шутка». В №2 за 1889 год напечатано обозрение музыкального критика Семена Николаевича Кругликова на оперу «Евгений Онегин», возобновленную на сцене московского Большого театра, которое завершалось словами: «Пусть долго еще живет молодое, увлекательное создание г. Чайковского, пусть эти «лирические сцены» занимают в репертуаре театра одно из почетных мест среди царящих там «опер». Три года спустя, в ноябрьском номере журнала за 1892 год в разделе «Современное обозрение» было отмечено сотое представление этой оперы: «Присутствовавший в театре автор был предметом шумных оваций со стороны публики, оркестра и артистов, с редким единодушием приветствовавших творца одной из любимейших опер».

В №8 за 1890 год вышла статья Николая Дмитриевича Кашкина «П.И. Чайковский», приуроченная к 25-летию артистической деятельности композитора, в которой он подводит итог творческих успехов и достижений Петра Ильича за этот период: «Словом, все те из его сочинений, которые более или менее стоят на почве общечеловеческого, космополитического характера, сделались достоянием всего цивилизованного мира, признавшего г. Чайковского за одного из лучших представителей современной музыки».

В конце журнала за ноябрь 1893 года приведен список сочинений П.И. Чайковского, изданных Юргенсоном с указанием их стоимости, а в номере за декабрь речь идет о постановке «Иоланты» на сцене Большого театра: «Все места были разобраны, <…> и  зала театра была совершенно полна».

Неоднократно на страницах «Артиста» появлялся и младший брат композитора – драматург, либреттист, театральный критик Модест Ильич Чайковский. В приложении к №9 за 1890 год была опубликована его комедия в пяти действиях «Симфония». В «Режиссерском отделе» следующего номера речь шла о постановке этой пьесы на сцене Императорского малого театра, содержала описание расположения декораций и актеров на сцене и сопровождалась рисунками. В №28 за март 1893 года появились его сцены в трех картинах «День в Петербурге», в №29 за 1893 год в разделе «Современное обозрение» была опубликована заметка с обзором комедии Модеста Ильича «Предрассудки», поставленной в Малом театре, текст этой пьесы появился в следующем номере.

В 1891 году у «Артиста» появилось приложение – ежемесячный журнал «Театральная библиотека», каждый выпуск которого содержал от 4 до 8 актов драматических произведений. Приобрести его можно было только будучи подписчиком «Артиста», о чем сразу предупреждалось на рекламной страничке журнала: «Подписка принимается только от подписчиков на журнал «Артист» и только на те же сроки, на какие они состоят подписчиками на журнал «Артист». Еще одно приложение – «Дневник артиста», начали выпускать с января 1892 года. Согласно задумке, оно должно было освящать жизнь провинциальных театров.

Журнал просуществовал недолго, последний номер вышел в 1895 году. В фондах музея-усадьбы можно ознакомиться с выпусками «Артиста» №8-16, 20, 26, изданными в период с 1890 по 1893 годы.

 

Автор: Инна Володина, главный хранитель музейных предметов

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться