Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка к 110-летию М. Х. Тутынина, первого директора Дома-музея П.И. Чайковского
Автор: Музей-усадьба П.И. Чайковского

 

ПЕРВЫЙ

 

 

К 110-летию М. Х. Тутынина, 

первого директора Дома-музея П.И. Чайковского, 

заслуженного деятеля искусств УАССР, 

члена Союза художников СССР 

 

Михаил Харитонович Тутынин родился ровно 110 лет тому назад, 7 января 1910 года, в семье рабочего воткинского завода. Волею судьбы ему предстояло стать первым директором воткинского музея П.И. Чайковского. Вот только с раннего детства Михаила увлекала не музыка и даже не история, мальчик с детства мечтал стать художником. В простых линованных тетрадках он увлеченно делал многочисленные зарисовки и наброски карандашом. В основном это были портреты - соседские мальчишки, спешащие на занятия школьники, старики, женщины, физкультурники… Юный художник любил тщательно прорисовывать характерные детали, будь то особенный поворот головы или необычный блеск в глазах, заразительная улыбка или небрежный взмах руки. 

Но мечту пришлось отложить, и после окончания семилетки юноша, чтобы помочь отцу в материальном обеспечении семьи, решает пойти на завод. С 1932 года Тутынин работает шлифовщиком в механосборочном цехе Воткинского завода, затем мастером, а с 1935 года - начальником смены. После работы Михаил продолжает заниматься любимым делом. Только теперь это не просто рисунки в рабочей тетрадке, юноша начал создавать объемные образы в глине и пластилине. Его первой скульптурной работой стал настольный бюст Сталина, затем небольшая композиция «Пограничники в дозоре с собакой». Талант молодого рабочего заметили и выдвинули его кандидатуру на клубную работу. С января 1935 по сентябрь 1936 года Михаил Харитонович возглавляет популярный в городе заводской клуб «Металлист». Затем едет в Ленинград, в школу усовершенствования скульпторов при Ленинградской академии художеств, где в течении двух лет обучается в студии скульптора М.Г. Манизера.

 После возвращения в октябре 1938 года М.Х. Тутынин был назначен директором вновь создаваемого в Воткинске музея П.И. Чайковского. Директор был, а самого музея не было: мемориальный дом продолжал оставаться в ведении прежнего хозяина – машиностроительного завода, не было сотрудников, не было музейных экспонатов. И пришлось 28-летнему директору все начинать с нуля. Прежде всего Михаил Харитонович заручился поддержкой Клинского Дома-музея П.И. Чайковского, добился перевода из Клина в Воткинск научного сотрудника Н.К. Рукавишникова, который и занялся созданием экспозиции будущего музея. Тутынин же бесконечно обивал пороги вышестоящих учреждений, выбивая строительные материалы, деньги, штаты, экспонаты, словом всё то, без чего музей не смог бы существовать. Он не боялся ссорится с сильными мира сего, бесконечно доказывая, что здание необходимо передать немедленно, чтобы успеть до зимы с ремонтом, что выделенных средств на ремонт недостаточно, что нельзя вести штукатурные работы в неотапливаемом мемориальном доме… 22 февраля 1940 года Н.К. Рукавишников писал внучатому племяннику Чайковского Л.В. Давыдову: «Только упорство Тутынина является причиной того, что музей будет и вероятно вовремя». Он даже рекомендовал отметить заслуги Михаила Харитоновича юбилейным комитетом, указывая, что «это было бы только справедливо и нисколько не преувеличено». Эта фраза Николая Константиновича дорогого стоит, ибо он, до мозга и костей образованный интеллигент, в тех же письмах нередко критиковал молодого директора за малограмотность и неаккуратность. 

Усилия Михаила Харитоновича не прошли даром, и музей на родине П.И. Чайковского открылся точно в срок 30 апреля 1940 года. 

Удивительно, но Тутынин успевал параллельно с административной и организаторской работой продолжать занятия скульптурой. Его импровизированная мастерская была устроена прямо в музее, в бывшей комнатке для прислуги. В свою мастерскую, «заставленную бочками с белой глиной, вёдрами с водой и начатыми изваяниями», Михаил Харитонович приходил задолго до рассвета. А с заводским гудком, извещающим о начале рабочего дня, скульптор вновь становился директором не только музея, но и соседствующей с ним в одном здании детской музыкальной школы. 

Упорный труд М.Х. Тутынина на творческом поприще дал результаты, и уже в его работах, представленных на республиканских выставках в 1938-39-х годах критики отмечают «почерк зрелого мастера». Среди работ скульптора того времени известны бюсты писателя Короленко и первого председателя Ижевского горсовета Ивана Пастухова. Михаил Харитонович первым в Удмуртии обратился к образу П.И. Чайковского в области монументального искусства. К 100-летию со дня рождения великого композитора было отформовано два памятника–бюста: первый был установлен перед Домом-музеем П.И. Чайковского в Воткинске, а второй - в концертном зале им. Чайковского в Москве. Скульптора премируют и принимают в члены Удмуртского Союза художников. В 1938 – 1940-м годах Тутынин продолжает совершенствоваться в студиях Королёва и Маграчёва в Москве, на даче Кардовского в Переяславль-Залесском. 

В 1941 году, с наступлением Великой Отечественной войны М.Х. Тутынин, вернулся на завод. Но связь его с музеем не прервалась: во время эвакуациив Воткинск клинского Государственного Дома – музея П.И. Чайковского, Михаил Харитонович принимает активное участие в размещении привезённых экспонатов и коллег - сотрудников, в том числе родственников композитора.

После войны Михаил Харитонович в музей не вернулся, он полностью посвятил себя творчеству. В 1950 г. скульптор завершил барельеф для памятника большевикам - жертвам революции, установленном на Партизанской площади г. Воткинска. В 1958 г., к 65-летию со дня кончины П.И. Чайковского, Михаил Харитонович создал гипсовую скульптуру композитора в полный рост, размещённую в саду около дома-музея композитора. М.Х. Тутынин - автор памятников-бюстов В.М. Азину в г. Сарапуле и в Ижевске (1960 г.), В.Г. Короленко в Глазове (1958 г.), И.А. Наговицину в Глазове и Евпатории (1970), скульптурных портретов Героев социалистического труда доярок Чувашовой и Лебедевой, Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта А.Н. Сабурова.

В апреле 1989 года супруга М.Т. Тутынина Нинель Михайловна передала в фонды музея небольшую коллекцию живописных этюдов, написанных им на плэнерах в 1960-70-х годах. Часть из них мы представляем вашему вниманию.

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться