Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка "Издания П. Юргенсона в коллекции музея-усадьбы П.И. Чайковского"

 В России первые опыты нотопечатания относятся к XVII в. и связаны с необходимостью развития церковного пения. Во второй половине XVIII в. ноты уже печатаются в музыкальных издательствах. В 60-х годах XIX в. появились скоропечатные литографские машины. К началу XX в. издание нот в России достигло высокого уровня развития, и не уступало по технике полиграфического оформления нотам зарубежных издательств.

Появление скоропечатных литографских машин в 60-х годах XIX века положило конец кустарничеству в нотопечатном деле России. Момент этот весьма удачно совпал с пышным расцветом русского музыкального творчества. Петербургская и Московская консерватории представляли собой два главных музыкальных центра, вокруг которых собирались все лучшие музыкальные силы страны. В Петербурге сочинения Мусоргского и других членов Могучей кучки начинает с 1869 года издавать альтист В.В. Бессель, а в Москве с 1861 – сочинения Чайковского, Рубинштейна и первые дешевые собрания сочинений Мендельсона, Шумана и Шопена – нотник П.И. Юргенсон. Из всех русских нотопечатень, существовавших до 1917 года, суждено было получить большое развитие и всемирное значение почти исключительно нотопечатне Юргенсона.

Музыкально-издательская фирма Петра Ивановича Юргенсона, специализировавшаяся в области издания музыкальной литературы, продажи музыкальных товаров, была открыта в 1861 году в Москве. Основатель фирмы был знаком с нотноиздательстким делом, изучал его на практике.

Первыми изданиями были духовно-музыкальные сочинения Бортнянского, Галуппи, Давыдова, Березовского, сочинения Бортнянского в 10 томах под редакцией П. И. Чайковского. Фирма Юргенсона выпускала также учебную литературу, оркестровые партитуры. В её торговых залах действовала бесплатная читальня музыкальных изданий. Для нотопечатания поставлялось новейшее оборудование, работники обучались нотопечатанию.

Ближайший друг и сподвижник П.И. Чайковского Юргенсон был главным издателем его сочинений, фигурой огромного масштаба и широчайшего кругозора.

К концу XIX века Петр Иванович сумел вывести свое издательство на уровень крупнейших мировых музыкальных фирм. Благодаря ему десятки композиторов обрели известность, был создан целый пласт педагогической литературы, опубликовано множество произведений отечественной и зарубежной музыки. За годы деятельности в издательстве были опубликованы сочинения почти 140 авторов, среди которых Чайковский, Аренский, Балакирев, Глинка, Рахманинов, Бетховен, Мусоргский, Римский-Корсаков, Мендельсон, Шопен, Шуман и другие.

Модест Чайковский писал: «Он умел примирить эгоистическую тенденцию наживы с искренним желанием послужить и делу распространения хорошей, настоящей музыки в России. Несмотря на всю прибыльность, он отказался от легкой музыки (танцев, цыганских песен и пр.) и явился первым русским издателем бессмертных образцов классического немецкого искусства. Несмотря на всю неприбыльность, он также первый принялся за издание произведений начинающих русских композиторов, в числе которых и по времени, и по значению занимал первое место Петр Ильич Чайковский.

Помимо этого существенного значения в жизни последнего, Петр Иванович, всегда бодрый, веселый, вопреки эстонскому происхождению отчаяннейший русский патриот, — сразу пришелся по душе еще более пылавшему любовью к отчизне молодому профессору Московской консерватории. Петр Ильич очень скоро стал своим человеком в семье Юргенсона и на всю жизнь очень подружился с ним и с женой его, Софьей Ивановной».

После смерти П.И. Юргенсона в декабре 1903 г. во главе фирмы встал его старший сын Борис, который продолжил его дело вплоть до 1918 г.

В течение семидесяти лет советской власти издательство было главным производителем нотной и книжной музыкальной литературы, которая печаталась огромными тиражами. Фирмой скупались мелкие издательства, предпринимались меры для удешевления выпускаемых изданий. Кроме Москвы, фирма открывала нотные магазины в Европе и в Америке.

История издательского дела Юргенсона насчитывает более полутора веков. Сегодня основу издательского дома составляют два самостоятельных издательства: «Музыка» и «П. Юргенсон».

В фондах Музея-усадьбы П.И. Чайковского хранится большая коллекция изданий Петра Ивановича Юргенсона. Это книги, брошюры, ноты, сочинения Чайковского, Шумана, Зуппе, Рубинштейна, Направника, Россини, Мендельсона, Аренского, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бизе, Шопена и многих других известных композиторов.

Брошюра. Каталог изданий П. Юргенсона в Москве. Часть IV. Отдел 45. Духовно-музыкальные сочинения. После 1914 г. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Брошюра. Каталог изданий П. Юргенсона в Москве. Часть IV. Отдел 45. Духовно-музыкальные сочинения. После 1914 г. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Книга. Каталог. Музыкальное издательство П.И. Юргенсона. Часть 1. 1914 г., Российская империя, г. Москва: Издание П. Юргенсона
Книга. Каталог. Музыкальное издательство П.И. Юргенсона. Часть 1. 1914 г., Российская империя, г. Москва: Издание П. Юргенсона
Книга. Каталог. Музыкальное издательство П.И. Юргенсона. Часть 3. 1914 г., Российская империя, г. Москва: Издание П. Юргенсона
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. "Евгений Онегин". Переложение для ф-но сделано А. Губертом. Собственность В.А. Ломовцева. Издание с дарственной надписью владельцу. XIX в., конец. Россия, г. Москва. Издательство П. Юргенсона
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. "Евгений Онегин". Переложение для ф-но сделано А. Губертом. Собственность В.А. Ломовцева. Издание с дарственной надписью владельцу. XIX в., конец. Россия, г. Москва. Издательство П. Юргенсона
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. "Буря". Фантазия для оркестра к драме Шекспира. Переложение для 4 рук.  XIX в., конец. Россия, г. Москва. Издательство П. Юргенсона
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. "Буря". Фантазия для оркестра к драме Шекспира. Переложение для 4 рук.  XIX в., конец. Россия, г. Москва. Издательство П. Юргенсона
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. "Буря". Фантазия для оркестра к драме Шекспира. Переложение для 4 рук.  XIX в., конец. Россия, г. Москва. Издательство П. Юргенсона
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. Полное собрание сочинений для фортепиано. Т.II. Новое издание, пересмотренное автором в 1891 г. Шесть пьес для фортепиано. Соч. 19, №1-6. 1900-1914 гг. Россия, Германия, г. Москва-Лейпциг. Издательство П. Юргенсона
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. Полное собрание сочинений для фортепиано. Т.II. Новое издание, пересмотренное автором в 1891 г. Шесть пьес для фортепиано. Соч. 19, №1-6. 1900-1914 гг. Россия, Германия, г. Москва-Лейпциг. Издательство П. Юргенсона
Ноты. Чайковский Пётр Ильич. Полное собрание сочинений для фортепиано. Т.II. Новое издание, пересмотренное автором в 1891 г. Шесть пьес для фортепиано. Соч. 19, №1-6. 1900-1914 гг. Россия, Германия, г. Москва-Лейпциг. Издательство П. Юргенсона
Ноты. Шуман Р. Из альбома для юношества. Оп. 118. Собрание классических и новейших пьес для фортепиано, изданных под редакцией Ф. Черни./ Серия "Классическая библиотека". 1896 г. Российская империя, г. Москва: Музыкальное издательство П. Юргенсона
Ноты. Шуман Р. Из альбома для юношества. Оп. 118. Собрание классических и новейших пьес для фортепиано, изданных под редакцией Ф. Черни./ Серия "Классическая библиотека". 1896 г. Российская империя, г. Москва: Музыкальное издательство П. Юргенсона
Ноты. Зуппе Ф. Boccaccio. A 2 mains. [Бокаччо. Клавир оперы для фортепиано в 2 руки]. На немецком языке. ХХ в., начало. Российская империя, г. Москва: Музыкальное издательство П. Юргенсона
Ноты. Рубинштейн А. Г. Дети степей. Опера в 4-х действиях. Новое пересмотренное автором издание.  1887 г. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Рубинштейн А. Г. Дети степей. Опера в 4-х действиях. Новое пересмотренное автором издание.  1887 г. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Направник Э. Дубровский. Опера в 4-х действиях и 5-и картинах. Либретто (заимствованное из повести Пушкина) М.И. Чайковского. Соч. 58-ое. 1894 г. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Направник Э. Дубровский. Опера в 4-х действиях и 5-и картинах. Либретто (заимствованное из повести Пушкина) М.И. Чайковского. Соч. 58-ое. 1894 г. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Направник Э. Дубровский. Опера в 4-х действиях и 5-и картинах. Либретто (заимствованное из повести Пушкина) М.И. Чайковского. Соч. 58-ое. 1894 г. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Шпиндлер Ф. Любимые пьесы. Пьесы для фортепиано. ХIХ в., вторая половина. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Шпиндлер Ф. Любимые пьесы. Пьесы для фортепиано. ХIХ в., вторая половина. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Шпиндлер Ф. Любимые пьесы. Пьесы для фортепиано. ХIХ в., вторая половина. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Россини Джоаккино Антонио. "Вильгельм Телль" Клавир оперы. Начало ХХ века, до 1917г. Россия, Москва. Музыкальное издательство П.Юргенсона
Ноты. Россини Джоаккино Антонио. "Вильгельм Телль" Клавир оперы. Начало ХХ века, до 1917г. Россия, Москва. Музыкальное издательство П.Юргенсона
Ноты. Мендельсон-Бартольди Ф. № 49. Песни без слов №4, 9./ Серия Классная библиотека Ф. Черни. IV степень (средней трудности). 1914-1917. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Мендельсон-Бартольди Ф. № 49. Песни без слов №4, 9./ Серия Классная библиотека Ф. Черни. IV степень (средней трудности). 1914-1917. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Аренский А. Вальс. Серия "Прогрессивная библиотека"./ Составитель-редактор В.Р. Вильшау. XIX в., конец – ХХ в., начало. Российская империя, г. Санкт-Петербург: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Аренский А. Вальс. Серия "Прогрессивная библиотека"./ Составитель-редактор В.Р. Вильшау. XIX в., конец – ХХ в., начало. Российская империя, г. Санкт-Петербург: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Глинка М.И. Руслан и Людмила. Волшебная опера в 5 действиях. Переложение для пения с фортепиано С. Ляпунова. № 4. Антракт. В 2 руки. XIX в., конец – ХХ в., начало. Российская империя, г. Москва: Издательство П. Юргенсона
Ноты. Чайковский П. Иоланта. Лирическая опера в одном действии. 1. Ариозо Иоланты. В 2 руки. XIX в., конец - ХХ в., начало. Российская империя, г. Москва: Издание П. Юргенсона
Ноты. Чайковский П. Иоланта. Лирическая опера в одном действии. 1. Ариозо Иоланты. В 2 руки. XIX в., конец - ХХ в., начало. Российская империя, г. Москва: Издание П. Юргенсона
Ноты. Римский-Корсаков А.Н. Пленившись розой соловей. Восточный романс. ХIХ век, вторая половина. Россия, Москва, Музыкальное издательство  П. Юргенсона
Ноты. Римский-Корсаков А.Н. Пленившись розой соловей. Восточный романс. ХIХ век, вторая половина. Россия, Москва, Музыкальное издательство  П. Юргенсона
Ноты. Шопен Ф. «Berceuse». На французском языке.  ХIХ век, вторая половина. Россия, Москва, Музыкальное издательство  П. Юргенсона
Ноты. Шопен Ф. «Berceuse». На французском языке.  ХIХ век, вторая половина. Россия, Москва, Музыкальное издательство  П. Юргенсона

Подписка на новости

Подписаться