Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка «Итальянский Моцарт»
Автор: Нелли Трофимова, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности

Джоаккино Россини – мэтр оперного искусства XIX столетия получил признание публики еще при жизни. Ему рукоплескала аристократия, дружбы с ним искали выдающиеся деятели искусства, монаршие особы лично приглашали его на светские рауты и выказывали расположение. В его жизни нашлось место любви и ненависти, творчеству и меланхоличному кризису, энтузиазму и апатии, добродетелям и порокам.

Джоаккино Россини написал около 40 опер, 27 из них – были созданы в плодотворный период с 1812 по 1819 гг. Лёгкость, преобладание песенных мотивов характеризуют произведения, созданные в комическом жанре.

Отличительной чертой творчества Россини, является феноменальная скорость работы и тенденция заимствования. Автор часто переносил мелодии из увертюр и других частей оперы из одного произведения в другое, виртуозно вписывая их в общий контекст так, что они оставались узнаваемыми, но обретали совершенно оригинальное «прочтение». Композитор объяснял подобное обстоятельство тем, что повторным использованием старался спасти лучшие фрагменты, изначально оказавшиеся вписанными в неудачные, по его мнению, партитуры.

Россини называют мастером увертюр. Он создавал уникальные музыкальные шедевры по чёткой, всегда «работающей», формуле: медленное начало, простые запоминающиеся мотивы, возрастание динамики, превращающееся в яркую кульминацию через выразительное крещендо.

«Божественный маэстро» — так назвал великого итальянского композитора Г. Гейне, видевший в Россини «солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру». Он отмечал исключительную роль, которая досталась гениальному композитору в развитии оперного искусства страны.

Россини родился в 1792 году в городе Пезаро в семье бедного оркестрового музыканта и провинциальной оперной певицы.

В 1806 г. после нескольких лет бессистемных занятий музыкой и пением Россини поступил в Болонский музыкальный лицей. Там будущий композитор обучался игре на виолончели, скрипке и фортепиано.

Уже в самом начале творческого пути у Россини особенно ярко проявилась склонность к музыкальному театру. Первую оперу «Деметрио и Полибио» он написал в 14 лет. С 1810 г. композитор ежегодно сочиняет несколько опер разных жанров, постепенно приобретая известность в широких оперных кругах и завоевывая сцены самых крупных итальянских театров.

1813 г. стал переломным в оперном творчестве композитора, 2 поставленные в этом году сочинения – «Итальянка в Алжире» (oпера-buffa) и «Танкред» (героическая опера) – определили основные пути его дальнейшего творчества. Успех произведений был вызван не только превосходной музыкой, но и содержанием либретто, проникнутым патриотическими настроениями.

Творчество Россини быстро идет в гору и уже в начале 1816 г. в Риме состоялась премьера «Севильского цирюльника». Написанная всего за 20 дней, опера стала не только высочайшим достижением комедийно-сатирического гения Россини, но и кульминационной точкой в почти столетнем развитии жанра оперы-buffa. С «Севильским цирюльником» слава композитора вышла за пределы Италии.

Постепенно композитор теряет интерес к опере-buffa. Написанная вскоре в этом жанре «Золушка» не являет слушателям новых творческих откровений композитора. Сочиненная же в 1817 г. опера «Сорока-воровка» и вовсе выходит за пределы комедийного жанра, становясь образцом музыкально-бытовой реалистической драмы. С этого времени Россини начал уделять больше внимания операм героико-драматического содержания. Появляется опера «Отелло» и легендарно-исторические произведения: «Моисей», «Дева озера», «Магомет II».

В 1823 г. Россини отправляется в Лондон, а затем в Париж. Там он живет до 1836 г. В Париже композитор возглавляет Итальянский оперный театр, привлекая для работы в нем своих молодых соотечественников; пишет по заказу Opera Comique изящную оперу «Граф Ори»; и оперу «Вильгельм Телль», завершающую музыкально-сценическое творчество Россини.

Последовавшее оперное молчание гениального маэстро, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами.

Сам же композитор впоследствии писал: «Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить».

С 1836 по 1856 гг. Россини, окруженный славой и почестями, жил в Италии. Там он руководил Болонским музыкальным лицеем и занимался педагогической деятельностью. Возвратившись затем в Париж, он остался там до конца своих дней.

Музыка Россини не теряет актуальности по сей день. Творческое наследие со временем, как хорошее вино, истинным ценителем которого был маэстро, обретает «выдержку», позволяющую лучше прочувствовать величие гениального создателя.

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться