Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка «История страсти, или Страсти истории»

К 135-летию со дня премьеры оперы П.И. Чайковского «Мазепа»

 

«Мазепа» — седьмая по времени создания опера Петра Ильича Чайковского в 3-х действиях, 6-ти картинах, на либретто В.П. Буренина по сюжету поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

Опера «Мазепа» посвящена истории страсти – любви юной Марии к седовласому гетману Мазепе. Вокруг этих отношений и развивается основной сюжет: казнь отца девушки Кочубея, трагедия влюбленного в нее молодого казака Андрея, крах семьи, сумасшествие самой Марии. Это история о разрушительной, гибельной силе страсти, способной лишить человека разума.

Но не только «интимная драма» - трагедия нежной и страдающей Марии Кочубей, полюбившей старца-гетмана, - составила основу конфликта и музыкальной драматургии оперы Чайковского. Композитор обратился к одной из великих страниц русской истории – борьбе за свободу родины и победе под предводительством Петра I над шведскими захватчиками, включив в оперу симфоническую картину «Полтавский бой». Остроконфликтная личная драма разворачивается в «Мазепе» на широком историческом фоне. Рядом с лирическими сценами возникают хоровые и симфонические эпизоды, которые воссоздают величие и драматизм действительных исторических событий. П.И. Чайковский подчеркивал: «Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мной испытанных или виденных, могущих задеть за живое».

Драматургия «Мазепы», в отличие от предшествующих опер Чайковского, насыщена контрастами: любовные сцены, полные нежности, страсти и томления, сменяет горестная сцена Марии с матерью Любовью, во время которой дочь узнает о скорой казни отца по приказу своего возлюбленного Мазепы; за ней следует страшная картина казни Кочубея на площади – это большая народная сцена, трагизм которой еще более оттеняет разгульная песня пьяного казака. Необычен и финал оперы: обезумевшая Мария безмятежно поет светлую колыбельную песню любившему ее казаку Андрею, убитому Мазепой.

Либретто оперы П.И. Чайковский получил весной 1881 года от К.Ю. Давыдова, известного композитора и виолончелиста, в ту пору бывшего директором Петербургской консерватории. В первый момент композитор остался равнодушен к предложению: «…мне ненавистны, как задача воспроизведения в звуках, всякие сражения, приступы, атаки». Но спустя некоторое время он снова перечитал поэму Пушкина и либретто Буренина. И настолько «был тронут некоторыми красивыми сценами и стихами», что сразу сочинил сцену Марии и Мазепы, вошедшую затем в оперу без изменений. Через год Чайковский приступил к работе над оперой вплотную и за три месяца написал клавир. 

Первые спектакли «Мазепы» состоялись в Москве в Большом театре 3 (15) февраля 1884 года под управлением И.К. Альтани и в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) февраля того же года (дирижер Э.Ф. Направник). Весной 1885 года опера была поставлена в Тифлисском оперном театре, дирижировал М.М. Ипполитов-Иванов. Опера имела скромный успех, спустя два сезона была снята с репертуара и возобновлена в Мариинском театре лишь в 1903 году. Однако «Мазепа» уже 135 лет остается, несомненно, одним из выдающихся произведений русского музыкального искусства.

 

В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся брошюры и книги, посвященные опере «Мазепа», копии партитур, эскизов декораций, а также фотографий постановок оперы разных периодов.

 

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться