История первой постановки балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» в лицах.
3 января 1890г. состоялась премьера балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» в Мариинском театре. В фондах музея-усадьбы хранится очень ценный по содержанию предмет – брошюра с первой постановки этого балета-феерии, изданная типографией Императорских Петербургских театров. Скорее всего, данная брошюра – это программа балета, в которой упоминаются все люди, причастные к его созданию: авторы костюмов, декораций, исполнители всех ролей, тут же имеется либретто.
Сразу на первой странице указаны главные имена: «Содержание заимствовано из сказок Перро. Музыка П.И. Чайковского. Постановка и танцы балетмейстера М. Петипа». На тот момент по веским причинам не был указан автор сценария, позаимствовавший содержание из сказок. Лишь спустя какое-то время появилась информация, что соавторами выступили Мариус Иванович Петипа и Иван Александрович Всеволожский, директор Императорских театров. Если Петипа отвечал за постановку танцев, то Всеволжский работал над либретто. Будучи неплохим художником-любителем, после написания либретто он взялся за эскизы костюмов к спектаклю. Всеволжский любил Францию, поэтому костюмы для французской сказки он сделал исторически достоверно, изысканно, с большим вкусом и почтением к этой стране и его народу. На постановку «Спящей красавицы» он потратил чуть ли не половину бюджета всех Императорских театров, поэтому получилась роскошная феерия.
В брошюре фигурируют имена известных балетных артистов, которых заядлый балетоман Чайковский упоминал в дневниках и письмах. Это Карлотта Брианца, Мария Андерсон, Варвара Никитина, Энрике Чекетти, Ольга Преображенская, балетная династия Кшесинских и другие. Они чудесным образом оказались задействованы в первой постановке «Спящей красавицы», как в главных, так и во второстепенных ролях. Кто-то был на то время уже известен и популярен, а кто-то только начинал свою карьеру.
Главную партию Петипа изначально сочинял для итальянки Карлотты Брианцы, которой всегда восхищался Пётр Ильич, но вскоре после премьеры её сменила другая балерина – Антониетта Дель-Эра.
Варвара Никитина танцевала в балете партию принцессы Флорины. Техника классического танца Никитиной была безукоризненной, не даром Брокгауз и Ефрон занесли её в энциклопедию с формулировкой «отличалась всеми достоинствами танцовщицы». Её партнёром на премьере «Спящей красавицы» стал Энрико Чеккети, исполнивший две контрастные партии: гротескную роль феи Карабос, дававшую возможность проявить мимическое мастерство, и роль Голубой птицы, в которой можно было продемонстрировать блестящую технику.
Ольга Преображенская начинала свое шествие по этому балету с исполнения второстепенной роли – она выходила на сцену в роли Нимфы во время появления Авроры и её свиты в третьей картине. Спустя время ей досталась роль феи Драже, о чем сказано в воспоминаниях Модеста Чайковского: «С феей Драже – Преображенской, балет этот очень нравится публике». Также она танцевала партии Белой кошечки и Спящей красавицы.
В 1892 году роль Авроры перешла к легенде мирового балета Матильде Кшесинской, а в самой первой постановке принимали участие сразу несколько членов многочисленной семьи Кшесинских, кроме самой Матильды, которая в то время начинала карьеру и обозначалась везде как Кшесинская №2. В нашей брошюре значится:
«Пролог:
Король Флорестанъ XIV– Г-нъ Кшесинский
Паж феи Сирени – Г-жа Кшесинская
Паж феи Крошки – Кшесинский 2
Картина 3-я:
Охотница – Г-жа Кшесинская
Охотник – Кшесинский 2
Картина 5-я:
Принц Фортюнэ – Кшесинский 2»
Г-н Феликс Иванович Кшесинский, исполнивший в первой постановке «Спящей красавицы» роль короля Флорестана, уже в зрелом возрасте женился на балерине кордебалета Императорского театра Юлии Доминской, которой вскоре пришлось оставить сцену, чтобы воспитывать появившихся на свет четверых детей: Станислава, Юлию (Кшесинская 1-я), Иосифа (Кшесинский 2-й) и Матильду (Кшесинская 2-я). Старший сын Станислав умер в раннем детстве, зато остальные дети пошли по стопам родителей и связали свою жизнь с искусством танца. В первой постановке принимали участие сам Феликс Иванович, Юлия и Иосиф. Матильда присоединилась к балету в 1893 году, сыграв первую сольную партию в роли принцессы Авроры. Именно тогда состоялось ее знакомство с П.И. Чайковским на его чествовании в честь пятидесятого представления балета.
После выступления Матильды в роли Авроры, Чайковский был настолько восхищен, что выразил желание написать балет специально для нее. К несчастью, этому желанию не суждено было сбыться – в 1893 году великий композитор умер от холеры. Позже, она писала в своих воспоминаниях: «Самым большим для меня событием было выступление в роли Авроры в «Спящей красавице» 17 января 1893 года. Самой ценной была похвала Чайковского, который выразил желание написать для меня балет».
Оценки премьеры «Спящей красавицы» оказались различными. Записные балетоманы ворчали, что музыка «непригодна для танцев», что балет — «сказка для детей и старичков». Однако театр заполняли иные зрители, знающие и любящие музыку Чайковского по его операм и симфоническим сочинениям. Всего лишь за первые два сезона балет прошел около 50 раз и не покидает сцену до сих пор.