Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка "История кружева"

История кружева

Кружевные изделия исторически сопровождают людей от рождения до смерти: крестины, свадьбы, траур – в одежде для этих церемоний традиционно используется кружево. Оно многогранно и многофункционально.

Несмотря на давность своего происхождения, кружево остается актуальным и современным в наши дни. Оно не покидает коллекции известных модельеров и присутствует в гардеробе почти каждой женщины если не в виде готового изделия, то, как минимум, в качестве отделки.

По одной из версий учёных-историков, кружево существовало еще в Древнем Египте. Во время раскопок в древних египетских захоронениях были найдены фрагменты материи, напоминающей современное кружево. Ученые склоняются к мысли, что эти узоры были не только способом украсить одежду или дом, но и служили для передачи информации. Каждый стежок, узор, орнамент что-либо символизировали.

По официальной версии, кружевоплетение возникло в эпоху Ренессанса (XIII-XVI вв.) в Италии, но самым известным центром кружевоплетения стал город Брюгге в Бельгии. К XVII веку кружево в Европе стало настолько популярным, что им украшали практически всё, от одежды до дверных ручек.

Интересно происхождение слова «кружево». Во французском и немецком языках слово «кружево» происходит от слова «зубчик», «верхушка». В переводе с итальянского слово «кружево» обозначает «стежок в воздух», потому что при плетении кружева иглой узор создавался не на ткани, а по узору, нарисованному на бумаге. В конце работы бумага убиралась и узор оставался «в воздухе». В русском языке промысел называли «круживо», от слова «кружить», «окружать» (наряды отделкой).

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Родина плетёного коклюшечного кружева – Нидерланды. В этой стране кружевоплетению придавали настолько важное значение, что был издан королевский указ, предписывающий изучать это искусство в школах и монастырях.

О русских кружевах впервые упоминается в Ипатьевской летописи 1252 года. Ими был обшит кожух князя Даниила Галицкого. Позже описания кружев встречаются во многих исторических документах, и названы они там златыми. И это не случайно – первые известные русские кружева были из золотых и серебряных нитей, украшенные жемчугом. С XVIII в. в кружева ввели разноцветные шелковые нити.

На Руси принято было использовать кружево как оберег, который защищал человека в самых уязвимых (открытых) местах: шея, голова, руки. Кружевные пояса служили оберегом как для женщин, так и для мужчин. Ходить без пояса считалось неприличным. Его плели из нитей семи цветов, каждый из которых символизировал защиту от семи бедствий: сглаз, пожар, измена, бедность, болезни, войны, природные бедствия.

Обязательно украшались кружевами полотенца. Именно кружевные оплеты и вышивки сообщали, к какому событию готовилось то или иное полотенце.

 Кружевоплетение называлось в старину «женским замышлением», а кружевницы – плетеями. Приспособления для кружевоплетения мало подвержены техническому прогрессу. Работу высочайшего качества можно получить даже на самом древнем станке. И она не будет отличаться от тех работ, которые выполнены на современных аналогах.

В разных местностях кружево приобретало свои особенности. Воткинский завод вплоть до 1917 года относился к Вятской губернии. В 1890-е годы кружевоплетение на Вятке получает широкое распространение. В это время активно создаются школы кружевоплетения, издаются для мастериц альбомы с рисунками и сколками кружев.

Первая школа кружевниц в Воткинскеоткрылась в 1888 году. Ее зачинательницей стала Анна Ивановна Крянина (в замужестве - Мерзлякова). Она несколько лет училась в Санкт-Петербурге в «Мариинской практической школе кружевниц». По возвращению на родину выпускницы школы обязаны были обучать односельчанок приёмам плетения.

Самые искусные выпускницы могли устроиться работать при школе в качестве мастериц-артельщиц, на «плату, выдаваемую из доходов школы от исполняемых заказов». В 1898 году в Воткинском заводе работало уже 200 кружевниц, как в самой школе, так и после ее окончания, по своим домам.

В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся кружева выполненные в разных техниках конца XIX– начала XXвеков.

В 2021 году в музее состоялась выставкамастера кружевоплетения Ильсояр Файзрахмановны Суркиной, после окончания которой кружевница передала в дар воротник, выплетенный на коклюшках её ученицей С.И. Девятых по рисунку В.В. Залетовой.

 

 

. Платье детское. Англия начало XXв. Ткань х/б, нить х/б, ручная работа
Платье крестильное детское. Франция, начало XXв. Батист, кружево х/б, шитье ручное и машинное.
Накидка-кофта женская. Росссия, г Воткинск, начало XXв., Нить х/б, плетение на коклюшках.
Конверт для новорожденного. Россия, г.Санкт-Петербург, конец XIXв.-начало XXв. Ткань х/б, льняная, кружево х/б, шитье ручное и машинное, плетение коклюшечное.
Фрагмент конверта для новорожденного. Россия, г.Санкт-Петербург, конец XIXв.-начало XXв. Ткань х/б, льняная, кружево х/б, шитье ручное и машинное, плетение коклюшечное.
1. Чепчики детские. Россия, начало XXв. Батист, ручная работа. 2. Чепчик няни. Россия, середина XIXв. Ткань х/б, ручная работа.
1. Воротники к детскому платью. Россия, начало XXв. Вязание крючком. 2. Манжеты к детскому платью. Россия, начало XXв. Вязание крючком. 3. Воротники. Россия, начало XXв.
Накомодник. Россия, начало XXв. Вышивка филейная по сетке.
Салфетка-дорожка. Россия, начало XXв. Вышивка филейная по сетке. Автор: Постникова Л.Ю.
Подставка. Приспособление для коклюшечного плетения. Россия, Камско-Воткинский горный округ, начало XXв. Дерево, кустарная работа.
1. Валик. Приспособление для коклюшечного плетения. Россия, Камско-Воткинский горный округ, начало XXв. Холст, кустарная работа. 2. Сколок. Россия, Камско-Воткинский горный округ, начало XXв. Бумага плотная, ручное прокалывание.
Коклюшки. Россия, начало XXв.
Воротник «Пробуждение». Автор: В.В. Залетова, Исполнитель: С.И. Девятых. Россия, г. Ижевск, 2010г. Плетение на коклюшках.

Подписка на новости

Подписаться