Автор иллюстраций к рассказу К.М. Станюковича «Васька» Николай Алексеевич Богатов (1854 – 1935) появился на свет в московской семье придворного служителя. Рисованием мальчик был увлечен с раннего детства. В возрасте 14 лет поступил в одно из ведущих художественных заведений Российской Империи – Московское училище живописи, ваяния и зодчества, после окончания которого работал в портретном, пейзажном жанре, стал прекрасным иллюстратором, занимался литографией.
Николай Алексеевич преподавал в первом частном художественном заведении Москвы – Училище изящных искусств А.О. Гунста, работал художником-иллюстратором в журнале «Вокруг света». После Октябрьской революции 1917 года был членом Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. На протяжении всей своей творческой жизни участвовал в многочисленных выставках в родном училище, в Московском обществе любителей художеств, в Санкт-Петербургском обществе художников, в Обществе русских акварелистов.
Рисунки Н.А. Богатова, представленные в фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского, были предназначены для «волшебного фонаря», о чем свидетельствует надпись на обороте, выполненная рукой художника: «Право воспроизведения этого рисунка для волшебного фонаря принадлежит «Московской мастерской А.Ф. Анциферовой».
Что же такое «волшебный фонарь»? Этот чудесный аппарат для проекции, с помощью которого на стене появлялось изображение, известен еще с XVII века. Волшебный фонарь можно смело назвать старшим братом диапроектора, прародителем современной мультимедиатехники. Для его работы был нужен минимум: деревянный или металлический корпус с отверстием или объективом, источник света (изначально обычная свеча или лампада), и изображения, нарисованные на стекле, полупрозрачной бумаге или слюдяных пластинах.
Со временем устройство волшебного фонаря совершенствовали, свечи заменило электричество, увеличивалось количество объективов, а вместе с этим и качество изображения. Слайды, которые изначально рисовались вручную, стали печатным образом переноситься на пленку.
Тематика слайдов тоже расширялась. Начали появляться целые серии изображений, иллюстрирующие какое-либо художественное произведение. Волшебный фонарь стали использовать как развлечение, устраивая сеансы просмотра на ярмарках, выставках, в театре и других общественных местах. Они могли длиться до двух часов и сопровождались музыкой, рассказами, чтением. К пластинам прилагались тексты.
Работы Н.А. Богатова отличает тщательная проработка деталей: одежды, интерьера, архитектурных мотивов. И хотя все работы выполнены в чёрно-белой гамме, по нижнему краю некоторых листов автор даёт указания по цвету (например: «воротник и обшлага синие»).
Несмотря на то, что данные работы не бытовали в Воткинске, а были безвозмездно переданы из фонда помощи музеям в 1970-е годы, подобные картины для «волшебного фонаря» пользовались популярностью в заводском поселке в начале XX века. Организованное в 1909 году Воткинское музыкально-драматическое общество имени П.И. Чайковского, в состав которого входили инженеры, рабочие завода, представители купечества и интеллигенции, помимо регулярных театральных постановок и камерных концертов, устраивали и просмотры «туманных картин» такого типа.