«Нет ничего более удивительного и безумного, чем сама действительность, и реальные факты часто принимают в жизни гораздо более чудесный облик, чем то, что может возникнуть в самой буйной фантазии», - писал Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Великий мистик и философ был создателем самой новогодней сказки на свете - «Щелкунчик и Мышиный король». Именно она стала сюжетом последнего волшебного балета П.И. Чайковского.
Сказка «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана впервые была напечатана в Германии в 1816 году. Петр Чайковский, возможно, впервые услышал эту удивительную сказку в доме детства. А спустя полвека после Воткинска, в 1892 году, он напишет свой последний волшебный балет «Щелкунчик» - воспоминание о счастливом детстве.
Знаете ли вы, что Гофман был не только писателем-романтиком, но и замечательным композитором и живописцем? Как профессиональный музыкант он не только чувствовал волшебство музыки, но и знал, как она создается, и, возможно, именно поэтому сумел запечатлеть в слове очарование звуков, передать воздействие одного искусства средствами другого. Наверняка, впервые услышав «Щелкунчика», Чайковский не мог не почувствовать эту притягательную музыкальность слога Гофмана, ведь сам он с самого раннего детства слышал музыку буквально во всем…
Сказку Гофмана «Щелкунчик» в России знает каждый. Если ее не читали сами, то слушали в детстве или смотрели мультфильм, или балет Чайковского, или же деревянным щелкунчиком кололи орешки и думали о происхождении забавного человечка. Многим создатель сказки «Щелкунчик» Эрнст Теодор Амадей Гофман знаком и по другим увлекательным мистическим историям: «Эликсиры дьявола», «Крошка Цахес, по прозвищу Циннобер», «Серапионовы братья», «Житейские воззрения кота Мурра», «Повелитель блох», - и многим, многим другим, которые уже третий век заставляют замирать юные – и не очень – сердца.
А что же мы с вами знаем о жизни великого сказочника?
Влияние Гофмана на русскую литературу и культуру в целом – тема для отдельной статьи и обширного исследования. Однако заметим, что город, в котором родился писатель, входит сейчас в состав Российской Федерации. Это Калининград, в прошлом – Кенигсберг. Гофман родился в семье королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана 24 января 1776 года, 245 лет тому назад.
Удивительно, но в судьбах сказочника Гофмана и композитора Чайковского так много схожего! Во-первых, страстное преклонение перед гением Моцарта. При рождении Гофману дали имя Эрнст Теодор Вильгельм, но в 1805 году Гофман изменил имя, взяв новое в честь кумира – Амадей. Как известно, и Чайковский боготворил Моцарта: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он».
Гофман, как и Чайковский, еще ребенком продемонстрировал способности к музыке. Он воспитывался в доме бабушки и находился под влиянием дяди-юриста. Пойдя по стопам дяди, Гофман выбрал стезю в области юриспруденции, из которой впоследствии тщетно пытался выбраться. Заметьте, по первому образованию Чайковский так же был юристом. С раннего детства и до самой смерти Гофман считал своим настоящим призванием только музыку. Она была для него всем – Богом, чудом, любовью, самым романтичным из всех искусств. В 12 лет Гофман уже играл на органе, арфе и гитаре. Он же стал автором романтической оперы «Ундина» (поставлена в 1816 году). Одна из первых опер, созданная Чайковским и уничтоженная им самим, была тоже «Ундина»… Даже первое литературное произведение Гофмана «Кавалер Глюк» было о музыке и музыканте!
Но Гофману, рожденному для мира искусства, пришлось, в отличие от Чайковского, почти всю жизнь проработать юристом, а в памяти потомков остаться писателем-сказочником и, прежде всего, автором «Щелкунчика»…
Гофман был великим романтиком, верившим в возможность абсолютного синтеза всех видов искусства: «Поэт и музыкант – глубочайшим образом связанные между собой члены одного братства, ибо ведь тайна слова и звука – одна и та же». Гофман сочинял оперы, мессы, музыку к театральным постановкам, симфонии, камерно-инструментальные и вокальные произведения. В области изобразительного искусства интересы его были чрезвычайно разносторонними: он создавал прекрасные театральные декорации, иллюстрации к литературным произведениям, портреты, пейзажи, но более всего – карикатуры, которыми – увы – не раз наживал себе врагов и неприятности по службе.
В свои произведения Гофман так часто вводил образы волшебников, духов, кукол, мистическое и чудесное – будто находя свой идеал вне земного, в каком-то необыкновенном мире, принимая этот таинственный мир за высший.
Эрнст Теодор Амадей Гофман скончался на 46-м году жизни. И на надгробии его могилы в Берлине написано: «Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец».
В фондах музея-усадьбы П. И. Чайковского хранится немало материалов, так или иначе связанных с именем великого сказочника. Это поражающие воображение костюмы к балету «Щелкунчик», эскизы декораций и костюмов известных театральных художников (М. Азизян, Э. Стенберг, Т. и И. Старженецких), уникальные фотографии постановки балета в Мариинском театре. Это и старинные книги - произведения Гофмана. А фарфоровые герои «Щелкунчика» - Мари, Мышиный Король и, конечно, сам Щелкунчик – «живут» в классной комнате дома Чайковских… Вечная сказка!
Маргарита Метлякова, научный сотрудник