К 130-летию со дня премьеры балета П.И. Чайковского «Спящая красавица»
«Спящая красавица» - это вершина «золотого века» балетного академизма. Меняются эстетические взгляды, поколения, эпохи. Но остается неизменным одно: балетмейстеры, музыкальные критики и миллионы зрителей продолжают считать «Спящую красавицу» эталоном, безупречным шедевром, «бриллиантом» среди всех созданных в мире балетов.
«Подобно лучшим творениям искусств, «Спящая красавица» рождена «волнениями века», оплодотворена размышлениями художника об окружающей действительности. За бесхитростными ситуациями сказки Перро скрывается нечто неизмеримо большее. Недаром знаток творчества Чайковского и его почитатель Герман Ларош считал «Спящую красавицу» наряду с «Пиковой дамой» высшим выражением в музыке России 80-х годов», - писал историк балета Ю. Слонимский.
13 мая 1888 года директор петербургских Императорских театров Иван Александрович Всеволожский принял окончательное решение поставить на сцене Мариинского театра новый балет по сказке Шарля Перро. Знаменательно, что именно в пору весеннего пробуждения природы решалась судьба спектакля, где одна из героинь – фея Сирени, а образ весеннего цветения – сквозной надсюжетный образ всего балета.
Автором музыки Всеволожский видел только одного человека – Петра Ильича Чайковского. Композитор приступил к работе с огромным вдохновением: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что сочинением его я был очень увлечен и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинства произведения» (из письма Н.Ф. фон Мекк). Творческий процесс шел споро, при полном взаимопонимании П.И. Чайковского и гениального хореографа Мариуса Петипа, который детально разработал музыкально-сценический план балета.
Результатом сотрудничества двух выдающихся художников стал спектакль, впервые в истории балетного театра целиком построенный на принципах симфонического развития действия. Каждый из четырех актов балета предстает как часть симфонии. «Это самый совершенный, самый хореографичный балет Чайковского. Музыке свойственны необъяснимая теплота и мажорность, какой-то особый, нигде более не повторяющийся строй звучания» (Л. Якобсон).
3 января 1890 года состоялась премьера «Спящей красавицы» в Мариинском театре. На сцене блистал цвет хореографического искусства. Партию принцессы Авроры исполнила итальянская прима Карлотта Брициана, высоко ценимая Чайковским. Принц Дезире – несравненный Павел Гердт из петербургской труппы. Дирижировал Рикардо Дриго.
В давний зимний вечер свершилось событие, которое повлияло на все дальнейшее развитие мирового балетного театра, - торжество искусства, соединившего в себе музыку, танцы и живопись.
Премьера «Спящей красавицы» в Большом Театре в Москве состоялась в 1899 году. За 130 лет существования балета было и немало попыток видоизменить оригинал. Так, например, в 20-е годы 20 века в ленинградской Мастерской монументального театра «Спящую красавицу» попробовали переосмыслить в революционном духе: Аврора символизировала Зарю революции, Фею Сирени заменил Астролог-мыслитель, Фея Карабос превратилась во Всемирного герцога, против которого восстал пролетариат. Но, к счастью, у столь новаторских постановок была короткая жизнь. Покорить старинную «Спящую красавицу» не удалось.
По сей день иметь в репертуаре неувядающую «Спящую красавицу» в классическом оригинале Чайковского-Петипа считается престижным для любого театра в мире!
В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся брошюры и книги, посвященные балету, копии партитур, великолепные эскизы декораций и костюмов, а также фотографии постановок разных периодов. Действительно, невозможно не поддаться очарованию непревзойденной «Спящей красавицы»!