День рождения Эрмитажа ежегодно празднуется в день святой Екатерины 7 декабря. Но есть в истории старейшего музея России ещё одна очень важная дата - 17 февраля 1852 года. Именно в этот день императорские коллекции Эрмитажа были открыты для доступа публики. Для Общедоступного Императорского музеума рядом с Зимним дворцом было специально построено здание Нового Эрмитажа. Сегодня Государственный Эрмитаж — огромный музей со множеством филиалов в России и за рубежом. Центры Эрмитажа открыты в Амстердаме, Казани, Омске, Выборге. Всего в его собрании насчитывается более трех миллионов экспонатов. Но мало кто знает, что частичка Эрмитажа есть и в собрании музея-усадьбы П.И. Чайковского в Воткинске.
Решение о восстановлении интерьеров основных комнат мемориального дома детства П.И. Чайковского было принято в ходе первой научной реставрации 1966-1970 годов. В комиссионных магазинах и у частных лиц на протяжении почти десяти лет приобреталась для Воткинска подлинная мебель и предметы дворянского быта первой половины XIX в. На призыв о помощи откликнулись и ведущие музеи нашей страны: Государственный литературный музей, Третьяковская галерея, Павловский дворец-музей и другие. А в декабре 1968 года в фонды Государственного дома-музея П.И. Чайковского было передано 25 музейных предметов из Государственного Эрмитажа. Практически сразу, по прибытию в Воткинск, все они заняли достойное место в экспозиции мемориального дома композитора. Так уже более 50 лет украшением столовой являются изящная фарфоровая ваза в виде греческой богини с чашей над головой и бронзовая ваза-конфектура (или геридон) со стеклянными чашами, увенчанная фигуркой амура.
В кабинете Ильи Петровича Чайковского, отца композитора, на письменном столе давно «поселился» маленький бронзовый колокольчик с ручкой в виде фигуры французского императора Наполеона. А обернувшись, внимательный посетитель непременно заметит на камине настольные часы из позолоченной бронзы. Сюжет оформления часов посвящён событиям осени-зимы 1813 г, когда, гонимая русской армией и войсками союзников, армия Наполеона отступая оставила пределы Германии, и император Александр I отдал приказ о переходе Рейна. Многие годы в кабинете экспонировалась порфировая ваза, выполненная мастерами-камнерезами из розового гранита. Сегодня она хранится в музейных фондах, а посетители могут увидеть её на тематических выставках.
Самой торжественной комнате – зале блеска и шарма придают возвышающиеся на округлых тумбах парные канделябры из патинированной бронзы в виде крылатой греческой богини Ники. Олицетворяя победу Ника в поднятых над головой руках держит цветочный венок с тремя свечниками в виде рогов изобилия. Пальчиками ног богиня касается основания в виде небесной сферы, закрепленной на постаменте.
В детской пеленальной с потолка на золочёных бронзовых подвесах свисает люстра-фонарик. Свет, проходящий сквозь плафон, выполненный из молочного стекла и декорированный маленькими голубыми цветами, придаёт помещению ощущение уюта и тепла.
Очень гармонично вписалась в интерьер голубой гостиной, комнаты матушки композитора Александры Андреевны Чайковской, четырёхрожковая люстра из папье-маше и гипса. Плафон люстры украшен ритмично повторяющимися рельефными изображениями в виде гирлянд из цветов и фруктов. По верхнему краю расположены чередующиеся объёмные изображения ангелов и демонов - извечная тема борьбы добра и зла. Здесь же, в голубой гостиной, над большим полукруглым диваном внимание посетителей привлекает сонетка с маленьким изящным колокольчиком.
Гравюры и литографии большее время хранятся в специальном помещении фондохранилища музея-усадьбы. Они очень чувствительны к воздействию света. Но посетители смогут увидеть их на временных выставках в выставочных залах музея.