«Детство – этот маленькая жизнь»
В доме № 1 на Господской улице (ныне Чайковского), что расположилась на живописном берегу Воткинского пруда, в 40-е годы ХIХ века проживала семья горного начальника Ильи Петровича Чайковского, прибывшего на Воткинский завод из Петербурга. Илья Петрович с увлечением и энергией взялся за усовершенствование заводского дела. Он был талантливым руководителем, «чиновником, честно исполнявшим свой долг» и добропорядочным семьянином. По отзывам современников, И.П. Чайковский был человек жизнерадостный и прямодушный, а доброта составляла одну из главных его черт.
Хозяйка дома, Александра Андреевна Чайковская, была гостеприимна, благородна и добра. Все заботы о детях и домашнем хозяйстве взяла на себя.
В воткинском доме, у Чайковских родились четверо детей: сыновья – Николай, Пётр – «жемчужина семьи», будущий композитор, Ипполит и чудесная дочь Сашенька.
С рождения неотлучно с детьми находилась няня – немка Бонна Каролина, а когда дети подрастали, переходили под опеку гувернантки, француженки Фанни Дюрбах, которая вспоминала: «Мы жили совершенно отдельной от взрослых жизнью». У детей на Господской улице сложился свой особый «маленький мир», наполненный своим бытом, играми, шалостями и прочими занятиями, характерными для детей дворянского сословия.
В дворянской среде начала XIX века забота о воспитании, комфорте ребенка стала показателем развития дворянского рода, его высокой культуры. Воспитание юных дворян часто было домашним, и ребёнком занимались не только родители, но и кормилицы, няни, гувернантки и гувернеры.
Няни рассказывали детям сказки, пели колыбельные, передавая своим воспитанникам народные традиции. Они были первыми доверенными людьми, с кем дети делились своими тайнами.
По достижении 7- 8 лет, детей передавали на воспитание гувернеров и гувернанток, в основном немецкого или французского происхождения. Чтобы дети усвоили хорошие манеры, гувернеры всегда находились рядом с ними во время прогулок, игр и пр. С раннего детства учили французский и немецкий языки, у девочек приветствовалось умение играть на фортепьяно, владение искусством рукоделия. Дети проходили курс закона Божьего, литературы, истории, географии и арифметики. Мальчиков с юных лет приучали к серьезным физическим нагрузкам, воспитывающим силу и выносливость.
Пройдя дома начальное обучение, мальчиков отправляли в закрытые учебные заведения – кадетские корпуса или училища правоведения. Военная и юридическая служба считались в то время престижными. Девочки из дворянских семей после домашнего обучения могли получить образование в женских гимназиях и институтах.
Мир ребенка имел свой жизненный уклад и свои маленькие радости. Особое место в жизни ребенка занимали игры и игрушки. Так о детских играх в XIX веке писал Е.А. Покровский в книге «Детские игры, преимущественно русские…» (1887 г.):
«Относительно немного есть игр, которые рассчитаны на одиночное занятие, наоборот, большинство игр требует соучастия большего или меньшего количества других детей. В этом… кроется та цель, чтобы с помощью их, с одной стороны, лучше приучить детей к общению между собой…; с другой – приучить к возбуждению соревнования... все это ведет детей к ближайшему взаимному общению… содружественной работе… Никакой семейный кружок, никакая школа ничего подобного не может дать, а между тем в играх это достигается так легко и просто».
Играя в куклы, девочки готовились к роли матери и будущей хозяйки, мальчиков готовили к военной службе. Распространенными игрушками для мальчиков были лошадки-качалки, луки и стрелы, доспехи, сабельки, солдатики, предметы для спортивных игр.
Помимо каждодневных развлечений в XIX веке встречались самые простые занятия. Например, разведение комнатных растений и уход за ними, сбор и составление гербария, вышивание цветов и т.д. Такой досуг в кругу семьи развивал способности, художественный вкус и формировал особое отношение к природе.
В XIX в. для детей начинают отводить специальные комнаты – «детские». Эти комнаты были невысокие и размещались в верхних этажах – антресолях или мезонине. Появляется специальная мебель для детей. В комнате стояли детский письменный стол и кровать. Со временем в комнатах мальчиков обязательными становятся спортивные приспособления, а также этажерки для книг. На первый план выходит военная тематика: карты, глобусы, картины на стенах, игрушки, книги.
Поскольку девочек с детства обучали рукоделию и музыке, то обязательными атрибутами в «девичьей» были столик для шитья, музыкальный инструмент и зеркало.
Завтрак дворянским детям подавался в 8-00 утра, обед – между 12-00 и 13-00 дня, полдник – в 16-00, ужин – в 20-00–21-00 час. В промежутках между трапезами никаких перекусов не полагалось.
Из детского рациона полностью исключали «возбуждающие напитки» – чай и кофе. В остальном детский стол состоял примерно из тех же блюд, что и у взрослых. Утром детям предлагали молоко или бульон с хлебом, либо овсяный суп с сухофруктами. Для здоровья поили травяными чаями, молочной сывороткой. В обед полагался суп, мясное или рыбное блюдо и десерт. На полдник – что-либо сладкое. На ужин – молоко с хлебом или каша. Обязательными на детском столе были яйца, вареные овощи, пироги, масло и творог; в праздники в меню детей добавляли изюм, чернослив, орехи, свежие фрукты и варенье.
Что касается моды, до 4-х лет мальчиков и девочек одевали одинаково – в платьица, украшенные кружевом. Сходство подчёркивалось одинаковыми причёсками – волосы до плеч. Подрастая, мальчики начинали носить чулки, панталоны, детские курточки, рубашки с отложным воротничком. Из обуви – «башмаки с бантиками», ботинки, сапоги.
В будние дни дворянских детей одевали просто и часто в одежду из тканей домашнего производства. Лишь для самых важных торжеств шили нарядное платье или костюмчик.
В конце ХIХ века популярной детской одеждой стали матросские костюмы. Мальчики носили рубашки с шортами или штанами из сине-белой фланели. Девочкам шили платья с матросским воротником или блузы и юбки.
Таким образом к XIX веку появляется понятие «мир детства», к детям перестают относится как к не выросшим взрослым, их окружают большей заботой и теплом.
В фондах музея и в экспозиции мемориального дома детства композитора представлены предметы детского быта ХIХ века: чепчики, распашонки, рубашки, погремушки, лошадки-каталки и качалки, деревянные солдатики, куклы, детские книги и многое другое.