Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка «Что такое либретто?»

Слово «либретто» произошло от итальянского libretto, что означает «книжечка». Маленькие брошюры с литературным содержанием опер начали издавать с конца XVII века. В тот период сюжеты опер были достаточно однообразны, а вознаграждение авторов, большинство из которых остались неизвестны, составляло копейки. Либретто писалось вне музыки, но при этом не расценивалось как самостоятельное драматическое произведение и могло быть использовано разными композиторами. В тот период даже существовала профессия – либреттист, но позже написанием либретто начали заниматься литераторы широкого профиля либо сами композиторы.

Имена авторов либретто на театральных книжечках начали появляться только в конце XVIII века, когда они начали работать в тандеме с композиторами. Стандартными сюжетами либретто были мифы, сказки и другие произведения художественной литературы, при этом авторы могли изменить ход сюжета и характеры героев, сократить произведение или добавить новые сцены.

Некоторые композиторы придумывали либретто для своих произведений самостоятельно, не используя готовый сюжет и не прибегая к участию драматургов и либреттистов. В фондах музея хранится брошюра с либретто к романтической опере в трёх действиях Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», текст и музыку к которой он писал сам. Интересен факт, что Вагнер придумал либретто в 1845 году, сочинил музыку в 1846-1847 годах, но премьера в Придворном театре в Веймаре в 1850 году состоялась без него, поскольку он скрывался в Швейцарии за участие в восстании. Своё детище он смог увидеть и услышать только в 1861 году в Вене.

Петр Ильич Чайковский был как соавтором, так и автором многих своих либретто. К опере «Евгений Онегин» он написал либретто совместно с артистом, драматургом Константином Шиловским. Либретто драматурга Владимира Бегичева к балету «Лебединое озеро» композитор дополнил своими поправками, а либретто к «Орлеанской деве» Пётр Ильич написал самостоятельно, взяв за основу несколько произведений: драму Ф. Шиллера «Орлеанская дева», драму Ж. Барбье «Жанна д’Арк», историческую биографию А. Валлона «Жанна д’Арк» и либретто оперы «Орлеанская дева» О. Мерме. Автором либретто к «Пиковой даме» и «Иоланте» стал брат композитора Модест Чайковский, а либреттистом балета «Щелкунчик» выступил великий балетмейстер Мариус Петипа, принявший участие также в написании либретто к балету «Спящая красавица» совместно с директором Императорских театров Иваном Всеволжским.

В начале XX века стали популярны «Либретто для граммофонов», имевшие размер открытки 9х14 см в сложенном виде. Это было связано с появлением в России общества «Граммофон» и первой граммофонной фабрики. Фирма стремилась учесть интересы всех покупателей, поэтому среди записей можно было найти как народную музыку, так и редкие зарубежные духовные песнопения. Дополнительно выпускались сборники либретто и открытки с либретто для граммофонов. В фондах музея хранятся открытки с отрывками из опер П.И. Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», на лицевой стороне которых напечатано изображение памятника первопечатнику Ивану Фёдорову и почтовой карточки с видом Москвы, а внутри располагаются тексты арий.

Ещё в 1755 году итальянский писатель и литературный критик Франческо Альгаротти писал: «Именно от либретто прежде всего зависит успех или неуспех оперы». Качественное либретто – бесценная вещь как для развития литературы, так и для развития музыки во все времена.

 

Инна Володина, заведующий экспозиционно-выставочным отделом

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться