Шкаф – это неотъемлемая и органичная часть любого помещения. Удобные, стильные и функциональные шкафы прочно вошли в нашу жизнь и надолго разместились в интерьерах наших домов. И это не случайно, поскольку именно шкаф, является прародителем практически всей мебели, которая нас окружает.
Первый шкаф представлял собой не что иное, как сундук, который изготавливался из массивных досок, сколачивался деревянными гвоздями, а крышка его держалась на кованных петлях.
Вплоть до конца XV века сундук был самым главным предметом интерьера — войны, пожары, наводнения и прочие жизненные обстоятельства требовали от населения большой мобильности, а в сундук можно было быстро уместить самые необходимые вещи и переехать на новое место жительства. К тому же, сундук был очень многофункциональным. На больших и широких сундуках спали, на расставленных вдоль стен сундуках сидели, в сундуках хранили документы, одежду, посуду, продукты и инструменты. Без сундука не мог обойтись ни один дом.
В конце XV века одному из голландцев пришла удивительная мысль - поставить сундук на торец, так получился шкаф.
Шкаф, являющийся хранилищем всевозможных, порой удивительных предметов, на протяжении истории принимал разнообразные, причудливые формы. До XV века шкафы в Европе были принадлежностью церквей и городских ратуш, предназначались для хранения церковной утвари, позже шкафы появляются и в жилых домах.
С ХVI века началась эпоха шкафа. Из обычного «ящика» (слово «шкаф» шведского происхождения и буквально означает «ящик») он стал превращаться в изысканный элемент интерьера, при этом не теряя своих утилитарных функций. Шкафы перестали выглядеть грубо, поскольку искусные мастера использовали тончайшую отделку, резьбу, токарные элементы, инкрустацию, ажурные накладки и пр.
Древесину для изготовления шкафов мастера выбирали очень тщательно, учитывая фактуру, рисунок, качества (твёрдость или мягкость) той или иной породы. Например, во Франции и Германии шкафы в основном мастерили из дуба, украшали резьбой и металлическими накладками. В Швейцарии чаще использовали итальянскую сосну. В Италии применяли орех. Стоит отметить, что для разных местностей были характерны шкафы либо с большими дверцами, либо шкафы многоярусные с четырьмя, а то и с восемью маленькими дверцами. Итальянские шкафы весьма изысканы, французские и германские - строгие, более массивные, имели готические черты. Но, именно готика определила дальнейшие тенденции развития моды на шкафы. В XVI веке шкаф строился по принципу двухэтажного здания - нижний, массивный этаж, верхний этаж задвинут вглубь, облегчен, имеет большое количество резных и точеных украшений, дверцы инкрустируются мозаикой и витражными стеклами.
В XVII веке шкафы начинают делиться по назначению - платяной шкаф, буфет — шкаф для посуды, «кабинет» — шкаф для хранения деловых бумаг, появляется бюро — книжный шкаф с откидывающейся столешницей. Известны также уникальные экземпляры - голландские шкафы со встроенной кроватью, на которой спали в полу-сидячем положении. Именно в таком шкафу спал Петр Первый, во время своего пребывания в Голландии под видом плотника Алексеева. К сожалению, до наших дней такие шкафы-кровати не сохранились.
Около 1700 года возникает новая разновидность мебели – комод – невысокий шкафчик с выдвижными ящиками, напоминающий всё тот же сундук. Видоизменил его знаменитый мебельщик Людовика ХIV Андре Шарль Буль. Своё название комод получил от французского «commode», что означает «удобный».
Первый секретер, изготовленный в 1730 году, относился к «дамской мебели». Он представлял собой столик со шкафчиком для бумаг и откидной доской для написания писем. Позднее секретеры увеличились, получили большее количество ящичков и стали использоваться в основном для хранения частных и деловых бумаг, писем и т. п. Большое количество отдельных ящичков позволяло удобно систематизировать бумаги, а всевозможные замки, сложные системы запирания ящичков, потайные отделения обеспечивали надёжность секретера.
Часто в дамских комнатах можно было встретить шкаф с интересным названием - «монашка». Такие шкафы были в моде в ХVIII - XIX веках, а своё название получили от первоначального места бытования. Появились они в монастырских кельях, которые были очень тесными, и поэтому обычная мебель туда не вмещалась. А «монашка», благодаря непростому устройству, была одновременно и шкафом для одежды, и комодом, и секретером. Такой шкаф мог вмещать множество разнообразных вещей и считался универсальным.
А вот гардеробы современного типа («гарде» с французского – хранение, «роб» - одежда) были изобретены в Англии в ХVIII веке. Удобство гардеробов заключалось в том, что за одной дверцей шкафа располагались полки для вещей, которые можно было аккуратно хранить в стопке, за другой – круглая перекладина с плечиками для платьев, костюмов, пальто.
В собрании фондов Музея-усадьбы П.И. Чайковского хранится небольшая коллекция шкафов разного назначения, относящаяся в основном к первой половине ХIХ века. Большая часть её представлена в комнатах мемориального дома детства великого композитора. Каждый экспонат по-своему хорош, интересен и уникален. В основном, коллекцию составляют: плательные шкафы, шкафы для книг, секретеры, комоды, буфеты, горки, многофункциональные шкафы, такие как – шкаф «монашка» и пр.
Научный сотрудник отдела научного комплектования,
учёта и хранения фондов
О.А. Стрелкова