Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка «Блеск и тайны «Пиковой дамы»

 

(К 130-летию со дня первой постановки оперы П.И. Чайковского

 в Мариинском театре)

 «Пиковая Дама» П.И. Чайковского – одна из самых таинственных и захватывающих опер в истории мирового искусства. Благодаря своей невероятной глубине, драматичному содержанию, красивейшей музыке и мистической ауре, эта опера невероятно популярна уже 130 лет и покоряет всё новые и новые поколения зрителей. 

О возникновении замысла «Пиковой дамы» П.И. Чайковский писал: «…Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда-нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для этой оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского и в течение этих трех лет понемногу сделал очень удачное либретто… Но сей последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со своей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал мне это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился…» (из письма к Н.Ф. фон Мекк от 17 декабря 1889 г.).

Девятнадцатым января были помечены первые эскизы оперы, набросанные во Флоренции. А 8 июня 1890 г. опера была уже готова. О ходе работы над оперой, об интенсивности и напряженности этой работы сохранилось много подробностей в письмах композитора: «…Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака «Пиковой дамы») и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей» (из письма к вел. князю К.К. Романову от 3 августа 1890 г.). 

Премьера оперы состоялась 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре и имела огромный успех. В полной мере оправдались надежды П.И. Чайковского: «Впрочем, мне только кажется, что «Пиковая дама» удачная опера. Не знаю, но пока я уверен в ее блестящей будущности» (из письма к А.И. Чайковскому от 5 мая 1890 г.). 

Опера «Пиковая дама», пожалуй, стоит на первом месте среди опер по числу изменений в постановках, редактирований и добавлений. Кроме того, она продолжает занимать умы исследователей по всей планете, ведь в ней до сих пор осталось множество неразгаданных тайн и нерасшифрованных символов.

Приведем лишь несколько интересных фактов о шедевре П.И. Чайковского:

- 44 дня - ровно столько понадобилось Чайковскому, чтобы сочинить оперу, которую сегодня иначе как вершиной его творчества уже и не называют.

- Партия главного героя - Германа - считается одной из самых сложных в мире оперы. Он поет на протяжении всей оперы - во всех семи частях, безусловно, испытывая огромное физическое и эмоциональное напряжение. Для безукоризненного исполнения партии Германа автору требовался по-настоящему искусный и выносливый исполнитель. Первым исполнителем сталоперный певец (лирико-драматический тенор) Николай Фигнер. Можно сказать, именно рассчитывая на его вокальные и сценические возможности, Чайковский создавал оперу, - и даже  в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал «Фигнер».На клавире оперы «Пиковая дама» Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н. Фигнера «виновником» возникновения этой оперы.

Однако, несмотря на сложность партии, нет в мире тенора, который не мечтал бы исполнять арии Германа. 

- В основе повести Пушкина «Пиковая дама», по которой Чайковским была создана одноименная опера, лежали реальные события. Прототипом главной героини повести была княгиня Наталья Петровна Голицына - одна из самых загадочных и необычных женщин 19 века, с её именем было связано немало тайн. Ходили слухи, что она была знакома с известным магом - графом Сен-Жерменом, который и открыл ей выигрышную комбинацию трёх карт. Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной, князь С. Г. Голицын-Фирс, рассказывал Пушкину, что однажды начисто проигрался в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. От её французского друга Наталье Петровне была известна тайна трёх карт – «тройки, семерки и туза». В Петербурге Голицыну именовали «Пиковой дамой». А дом, где она жила, называли не иначе как «домом Пиковой дамы».

Но что совершенно невероятно! Княгиня Н.П. Голицына в Петербурге жила на пересечении улиц Малой Морской и Гороховой в доме 10. В доме № 13 по Малой Морской прошли последние дни жизни Петра Ильича Чайковского. Окна квартиры, где жили братья Модест и Петр Чайковские, смотрели на «дом Пиковой дамы».

-   Мистическая история про три карты странным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Княгиня Н.П. Голицына и великий поэт А.С. Пушкин скончались в один год – 1837. В этом сочетании цифр – 1837 - соединились загадочные цифры - 3, 7, 1. «Тройка, семерка, туз». 

В структуре оперы Чайковского опять же повторяются эти цифры: в опере «Пиковая дама» 3 акта и 7 картин.

- Подлинная партитура оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского хранится в Мариинском театре, для надежности - в капсулированном виде. 

Опера «Пиковая дама» - самая исполняемая из десяти опер П.И. Чайковского!

В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся брошюры и книги, посвященные опере «Пиковая дама», копии партитур, эскизов декораций, а также фотографий исполнителей партий в опере, постановок разных периодов. 

 

 

 

1.	Страница либретто оперы «Пиковая дама» с нотными набросками П.И. Чайковского (1890 г.).  Фотокопия. Клин, 1970-е гг..
Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама». Переложение для фортепиано Э. Лангера. Издательство П. Юргенсона.
Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама». Переложение для фортепиано Э. Лангера. Издательство П. Юргенсона.
3.	Брошюра. П.И. Чайковский. Пиковая дама. Либретто оперы. На немецком языке. Германия, Берлин, 1960-е гг.
4.	В.Э. Мейерхольд. Пиковая дама: замысел, воплощение, судьба: документы и материалы. Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 1994 г.
5.	Речитатив и ариозо Лизы («Уж полночь близится») для голоса с фортепиано (сопрано) из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Серия вокальных пьес из опер русских композиторов. Москва: Издательство «Музгиз», 1937 г.
6.	П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Программа 1008-го спектакля со дня первого представления оперы в Большом театре (1891 г.). Москва, 13.03.1979 г.
Приглашение на лекцию «Чайковский и его опера «Пиковая дама» в кинотеатре "Спутник". УАССР, г. Воткинск, 24.04.1970 г.
Приглашение на лекцию «Чайковский и его опера «Пиковая дама» в кинотеатре "Спутник". УАССР, г. Воткинск, 24.04.1970 г.
8.	Афиша. П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама». Гастроли Большого театра в Токио. Япония, 1926 г. Фотокопия. Клин, 1940-1950-е гг.
9.	Медея Ивановна и Николай Николаевич Фигнеры в сцене из первой постановки оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского в Петербурге в Мариинском театре. Автор: фотограф императорских театров. Санкт-Петербург, 7 декабря 1890 г.
10.	Сцена из оперы П.И. Чайковского "Пиковая дама". В роли Лизы - актриса Государственного Академического Большого театра Галина Вишневская. Москва, 1960-1970-е гг.
11.	О.А. Стриженов в роли Германа в фильме-опере "Пиковая дама" (1960 г.) по одноимённой опере П.И. Чайковского. Фотокопия. 1970-е гг.
12.	Опера "Пиковая дама". Действие I, 1 картина. Ленинградская постановка в Театре им. С.М. Кирова и Малом оперном театре. Автор фотографии: Рагузин. Ленинград, 20.11.1935 г.
13.	Фотооткрытка почтовая. Сцена из оперы «Пиковая дама». В роли Лизы – К.Г. Держинская, Полины – Н.А. Обухова. Москва, Большой театр, 1927 г.
14.	Л.Г. Яковлев в роли князя Елецкого. Фотография императорских театров. Санкт-Петербург, кон. XIX в.
15.	Сцены из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Первая постановка в Мариинском театре (1890 г.). Репродукция с гравюры, сер. XX в.
16.	Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Пиковая дама». Постановка Государственного Академического Большого театра. Репродукция. Москва, 1960-1970-е гг.
17.	М.А. Славина в роли Графини (1890 г.). Фотокопия. 1970-е гг.
18.	Сцена из оперы «Пиковая дама». В ролях: Графиня - Л. Авдеева, Герман - З. Анджанаридзе. 1960-е гг.
Сцена из первой постановки оперы «Пиковая дама». Действие II, картина I. Санкт-Петербург, Мариинский театр, 7 декабря 1890 г. Фотокопия. Москва, 1970 г.
Сцена из первой постановки оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в Мариинском театре. Актрисы: Матвеева, О.Н. Ольгина, Н.А. Фриде, Макарова. Санкт-Петербург, 7 декабря 1890 г.

Подписка на новости

Подписаться