Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка «Блеск и тайны «Пиковой дамы»

 

(К 130-летию со дня первой постановки оперы П.И. Чайковского

 в Мариинском театре)

 «Пиковая Дама» П.И. Чайковского – одна из самых таинственных и захватывающих опер в истории мирового искусства. Благодаря своей невероятной глубине, драматичному содержанию, красивейшей музыке и мистической ауре, эта опера невероятно популярна уже 130 лет и покоряет всё новые и новые поколения зрителей. 

О возникновении замысла «Пиковой дамы» П.И. Чайковский писал: «…Я решил отказаться от всех заграничных и здешних приглашений и уехать куда-нибудь в Италию отдыхать и работать над будущей моей оперой. Я выбрал сюжетом для этой оперы «Пиковую даму» Пушкина. Случилось это таким образом: брат мой Модест три года тому назад приступил к сочинению либретто на сюжет «Пиковой дамы» по просьбе некоего Кленовского и в течение этих трех лет понемногу сделал очень удачное либретто… Но сей последний от сочинения музыки в конце концов отказался, почему-то не сладив со своей задачей. Между тем директор театров Всеволожский увлекся мыслью, чтобы я написал на этот самый сюжет оперу и притом непременно к будущему сезону. Он высказал мне это желание, и так как это совпало с моим решением бежать из России в январе и заняться сочинением, то я согласился…» (из письма к Н.Ф. фон Мекк от 17 декабря 1889 г.).

Девятнадцатым января были помечены первые эскизы оперы, набросанные во Флоренции. А 8 июня 1890 г. опера была уже готова. О ходе работы над оперой, об интенсивности и напряженности этой работы сохранилось много подробностей в письмах композитора: «…Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака «Пиковой дамы») и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей» (из письма к вел. князю К.К. Романову от 3 августа 1890 г.). 

Премьера оперы состоялась 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре и имела огромный успех. В полной мере оправдались надежды П.И. Чайковского: «Впрочем, мне только кажется, что «Пиковая дама» удачная опера. Не знаю, но пока я уверен в ее блестящей будущности» (из письма к А.И. Чайковскому от 5 мая 1890 г.). 

Опера «Пиковая дама», пожалуй, стоит на первом месте среди опер по числу изменений в постановках, редактирований и добавлений. Кроме того, она продолжает занимать умы исследователей по всей планете, ведь в ней до сих пор осталось множество неразгаданных тайн и нерасшифрованных символов.

Приведем лишь несколько интересных фактов о шедевре П.И. Чайковского:

- 44 дня - ровно столько понадобилось Чайковскому, чтобы сочинить оперу, которую сегодня иначе как вершиной его творчества уже и не называют.

- Партия главного героя - Германа - считается одной из самых сложных в мире оперы. Он поет на протяжении всей оперы - во всех семи частях, безусловно, испытывая огромное физическое и эмоциональное напряжение. Для безукоризненного исполнения партии Германа автору требовался по-настоящему искусный и выносливый исполнитель. Первым исполнителем сталоперный певец (лирико-драматический тенор) Николай Фигнер. Можно сказать, именно рассчитывая на его вокальные и сценические возможности, Чайковский создавал оперу, - и даже  в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал «Фигнер».На клавире оперы «Пиковая дама» Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н. Фигнера «виновником» возникновения этой оперы.

Однако, несмотря на сложность партии, нет в мире тенора, который не мечтал бы исполнять арии Германа. 

- В основе повести Пушкина «Пиковая дама», по которой Чайковским была создана одноименная опера, лежали реальные события. Прототипом главной героини повести была княгиня Наталья Петровна Голицына - одна из самых загадочных и необычных женщин 19 века, с её именем было связано немало тайн. Ходили слухи, что она была знакома с известным магом - графом Сен-Жерменом, который и открыл ей выигрышную комбинацию трёх карт. Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной, князь С. Г. Голицын-Фирс, рассказывал Пушкину, что однажды начисто проигрался в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. От её французского друга Наталье Петровне была известна тайна трёх карт – «тройки, семерки и туза». В Петербурге Голицыну именовали «Пиковой дамой». А дом, где она жила, называли не иначе как «домом Пиковой дамы».

Но что совершенно невероятно! Княгиня Н.П. Голицына в Петербурге жила на пересечении улиц Малой Морской и Гороховой в доме 10. В доме № 13 по Малой Морской прошли последние дни жизни Петра Ильича Чайковского. Окна квартиры, где жили братья Модест и Петр Чайковские, смотрели на «дом Пиковой дамы».

-   Мистическая история про три карты странным образом повлияла на всех, кто каким-либо образом коснулся ее. Княгиня Н.П. Голицына и великий поэт А.С. Пушкин скончались в один год – 1837. В этом сочетании цифр – 1837 - соединились загадочные цифры - 3, 7, 1. «Тройка, семерка, туз». 

В структуре оперы Чайковского опять же повторяются эти цифры: в опере «Пиковая дама» 3 акта и 7 картин.

- Подлинная партитура оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского хранится в Мариинском театре, для надежности - в капсулированном виде. 

Опера «Пиковая дама» - самая исполняемая из десяти опер П.И. Чайковского!

В фондах музея-усадьбы П.И. Чайковского хранятся брошюры и книги, посвященные опере «Пиковая дама», копии партитур, эскизов декораций, а также фотографий исполнителей партий в опере, постановок разных периодов. 

 

 

 

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться