Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка "Белое золото"

В 2020 году исполняется 300 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Виноградова, создателя русского фарфора, благодаря которому Россия стала третьей страной в Европе, раскрывшей тайну тонкого, но удивительно прочного материала, получившего второе название – «белое золото».

История фарфора началась в Китае приблизительно в IV-VII вв. Одна из легенд гласит, что благодаря любви китайцев к чаю был создан и усовершенствован этот хрупкий материал, ведь именно в фарфоровой посуде чай лучше всего раскрывает свои вкусовые качества. «Он превосходит блеском снег и иней!» - сказал о фарфоре китайский мудрец. 

Мастерами по изготовлению фарфора изначально были женщины, которые делали каменную болванку в виде желаемого сосуда, а потом обматывали по спирали длинными тонкими колбасками из специальной массы. Обжигали фарфор в глиняных огнеупорных горшках. Глина должна была быть тщательно очищена от примесей. Ни единой соринки не должно было попасть в массу, иначе при обжиге в этом месте получался брак – трещинка или черная точка.

Технология изготовления фарфора в Китае не менялась на протяжении веков и долгое время была одной из государственных тайн, разглашение которой каралось смертной казнью. Европейцы не раз пытались воссоздать аналогичный по характеристикам материал, но их попытки долгое время оставались безуспешными. Первыми в Европе нашли решение немецкие учёные Эренфрид-Вальтер Чирнхауз и придворный алхимик Иоганн-Фридрих Бёттгер. В 1707 г. по чертежам Чирнхауза была устроена лаборатория для производства фарфора, к работе он привлёк химика Бёттгера.  В 1710 г. была основана знаменитая Мейсенская фарфоровая мануфактура, а Бёттгер был назначен её директором. Первое время изделия Мейсенского завода подражали китайским настолько сильно, что даже специалисты затруднялись решить, что лучше – оригинал или копия. Начав с производства сосудов, они перешли к скульптурным произведениям, над которыми работали лучшие скульпторы и художники. Заводская марка мейсенского фарфора в виде двух скрещенных мечей высоко ценится во всём мире. 

К середине XVIII в. всю Европу охватил настоящий «фарфоровый бум». Открывались новые и новые фабрики. Более сорока предприятий занимались изготовлением фарфоровых изделий, причём более половины из них находились в Германии. По всему миру известны изделия Королевской берлинской мануфактуры, метлахский фарфор. Ассортимент выпускаемых изделий был огромен, большим спросом пользовались скульптурные композиции. Особую популярность получили статуэтки из «кружевного фарфора», которые относились к разряду элитного искусства. В Германии было множество фабрик, использовавших эту технику. 

В России фарфор был известен уже в XVI в. Это подтверждают найденные в кремлёвских подвалах черепки китайского фарфора. В 1702 г. Император Пётр Iзаказал в Китае фарфоровую посуду для новой аптеки в Москве, а в 1716 г. выписал из Германии столовый сервиз. Но регулярный ввоз фарфора из-за границы его не устраивал, поэтому он принял решение наладить производство фарфора в России. Авторство приписывается сразу трём учёным, работавшим независимо друг от друга: И.А. Гребенщикову, Д.И. Виноградову и М.В. Ломоносову. Это факт, не имеющий аналогий в мировой истории керамического производства.

Дмитрий Иванович Виноградов напрямую связан с Императорским фарфоровым заводом. Чтобы открыть секрет фарфора, Виноградов ставил многочисленные опыты с глинами разных месторождений, менял условия обжига, сам конструировал печи, пока не получил фарфор высокого качества, который можно было сравнить с работами мейсенских мастеров. Шаг за шагом он описывал свои наблюдения и опыты, прибегая при записях к шифрованию, делая заметки на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков, чтобы рецепт фарфора оставался в строжайшем секрете. При таком успехе Виноградов должен был утопать в привилегиях и роскоши, но его судьба была весьма трагична. Он не получил ни одной благодарности при жизни, его заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях. Опасаясь, что он может выдать секрет изобретённого фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. За любой неуспех Виноградова лишали жалования и били плетьми наравне с подмастерьями. Он не имел права отправится в родной Суздаль к своей семье, ослаб, заболел физически и психически. В результате такой тяжелой жизни изобретатель русского фарфора скончался в возрасте 38 лет. 

Потребность в фарфоре в России возрастала из года в год. Это создавало почву для возникновения частных фарфоровых заводов. Первая половина XIX в. прошла под знаком фарфора Гарднера, а вторая его половина связана с фамилией Кузнецовых. К 1887 г. его потомками было сформировано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», которое состояло из 18 предприятий и стало монополистом в производстве фарфора и фаянса для всей России. На базе кузнецовских заводов развились крупные производства, такие как Дулевский, Конаковский, Дмитровский, Рижский, Первомайский и некоторые другие заводы. 

Одним из лучших частных фарфоровых предприятий в XIX в. был завод купца Попова. Он находился недалеко от Вербилок и просуществовал совсем недолго, с 1811 по 1870-е гг. Изделий его производства сохранилось немного, поэтому они имеют особую ценность среди коллекционеров. 

Еще один из заводов, который просуществовал менее века, но успел стать одним из крупнейших производств в России – завод братьев Корниловых, славившихся любовью к экспериментам. Не все они оказывались удачными, но многие имели успех. В настоящее время фарфоровые изделия братьев Корниловых встречаются очень редко, нужно затратить уйму времени и денег, чтобы собрать сервиз целиком.

Интересные экземпляры в мире антиквариата имеют клеймо с подписью «Comte Harrach S.Petersbourg». Граф Гаррах – чешский аристократ, который отметился тем, что ввозил качественный европейский фарфор в Россию. Помимо ввоза готового фарфора, он заказывал фарфоровое бельё для своих изделий, расписывал и ставил личное клеймо. Изделия графа Гарраха отличает рельефность фарфоровой поверхности и высокохудожественный цветочный декор с обилием позолоты.

По всему миру фарфор признан одним из самых безопасных и экологически чистых материалов, сохраняющим свежесть и красоту на долгие годы. Статуэтка из немецкого кружевного фарфора, мейсенское блюдо, соусник Императорского фарфорового завода, подставка под горячее завода братьев Корниловых, чайная пара товарищества М.С. Кузнецова, тарелки Королевской берлинской мануфактуры, завода купца Попова, графа Гарраха – это лишь часть хрупких сокровищ из собрания Музея-усадьбы П.И. Чайковского, которые дарят эмоции и тепло от их созерцания. 

Инна Володина, научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела

Подписка на новости

Подписаться