Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка "Артисты оперной сцены – современники П.И. Чайковского"

Ставшая относительно недорогой к концу XIX века фотография позволяла поклонникам актерского таланта даже с небольшим достатком стать счастливыми обладателями образов полюбившихся артистов. На возросший спрос живо откликнулись владельцы фотоателье, которые активно тиражировали и продавали востребованные на рынке портреты кумиров.

Вашему вниманию представлена коллекция фотографий оперных артистов – современников П.И. Чайковского из фондов музея-усадьбы. Портреты выполнены в известных фотоателье К.И. Бергамаско, А.Э. Лоренса, Везенберга и К, в Фотографии императорских театров. Присмотритесь к ним повнимательнее – работы фотохудожников XIX века поражают красотой и совершенством композиций, наполненностью светом, способностью фотографа подчеркнуть уникальные черты каждого артиста.

Итальянский оперный бас Игнацио Марини считался одним из лучших певцов XIX века. В течении 10 лет, с 1853 г. по 1863 г., он пел на сцене Итальянской оперы в Петербурге. Знаменитая польская певица Марчелла Зембрих с успехом выступала на протяжении трёх сезонов на сценах Москвы и Петербурга. Её голос по отзывам современников отличался большим диапазоном и редкой выразительностью, а пение – красотой звука, музыкальностью и блеском. Австро-венгерская певица Паулина Лукка обладала уникальным сопрано с диапазоном редкой широты в две с половиной октавы. О ней писал известный критик и музыковед А. Гозенпуд: «По складу таланта, стихийному темпераменту и непосредственной эмоциональной выразительности Лукка была близка русскому зрителю и русскому театру».

   Своя коллекция фотографий имелась и у П.И. Чайковского. Он собирал её всю жизнь и с любовью хранил фотографии в изготовленных по особому заказу альбомах и специальных коробках с отделениями для снимков разной величины. С годами в собрании композитора сосредоточились бесценные для него реликвии – портреты родных и близких ему людей, в том числе и актеров, с которыми он работал и был в дружеских отношениях.

Французская певица Дезире Арто во время своего московского бенефиса в мае 1868 года в «Севильском цирюльнике» Россини спела два романса Даргомыжского и Глинки в инструментовке Чайковского. «Если бы ты знал, какая певица и актриса Арто! – с восторгом писал Пётр Ильич брату в ноябре 1868 года, - Ещё никогда я не бывал под столь сильным обаянием артиста как в сей раз…» Возникшие между Чайковским и Арто нежные чувства, так и не имели продолжения, а спустя 18 лет после расставания Петр Ильич написал для Дезире шесть романсов.

Евлалия Павловна Кадмина после окончания Московской консерватории с серебряной медалью в 1873 году дебютировала на сцене Большого театра. Очарованный «бархатным богатым меццо-сопрано» Кадминой, Чайковский специально для неё написал музыку к весенней сказке А.Н. Островского «Снегурочка» и посвятил ей романс «Страшная минута».

Вильгельмина Ивановна Рааб обладательница сильного, «ровного во всех регистрах голоса мягкого тембра и обширного диапазона» была первой исполнительницей партий в операх П.И. Чайковского: Натальи в «Опричнике», Оксаны в «Кузнеце Вакуле», Агнессы в «Орлеанской деве». Чайковский посвятил ей романс «Канарейка». 

Иван Александрович Мельников - один из выдающихся представителей русской вокальной школы обладал гибким и красивым по тембру голосом, способным выражать как тонкий лиризм, так и драматическую силу. Он участвовал в премьерах почти всех русских опер последней трети XIX века и был первым исполнителем партий в операх Чайковского: князя Вязьминского в «Опричнике», князя Курлятева в «Чародейке», беса в опере «Кузнец Вакула».

Мария Александровна Славина обладала гибким и мощным голосом «бархатистого» тембра и виртуозной техникой. Драматическое дарование позволило Славиной создавать на сцене запоминающиеся сценические образы. Оперная певица исполнила свыше 60 ролей, в том числе партию графини в опере Чайковского «Пиковая дама» и княгини в «Чародейке».

С именами супругов Медеи Ивановны и Николая Николаевича Фигнер связаны две последние оперы Чайковского «Пиковая дама» и «Иоланта». Сочиняя «Пиковую даму», композитор писал партию Германа под вокальные и сценические данные Николая Фигнера, а на клавире оперы сделал дарственную надпись, назвав артиста «виновником» её возникновения. Учитывая пожелания Медеи Фигнер, особенности её голоса Чайковский внёс изменения и в партии Лизы.

Анна Александровна Бичурина была одной из видных представительниц русской реалистической оперной школы. Бичурина стала первой исполнительницей партии Солохи в опере Чайковского «Кузнец Вакула», где проявила лучшие стороны своего таланта. Чайковский в письме С. И. Танееву о премьере оперы «Кузнец Вакула» писал: «Солоха (Бичурина) была превосходна».  В апреле 1886 года певица встречалась с Чайковским во время его пребывания в Тифлисе.

 

Главный хранитель музейных предметов

С.К. Морозова

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться