Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка «к 135-летию премьеры балета "Спящая красавица"»
Автор: Музей-усадьба П.И. Чайковского

В 2025 году исполняется 135 лет со дня премьеры балета Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица» - сказочного спектакля, настоящего мирового шедевра балетного искусства.

   В мае 1888 года Петр Ильич Чайковский получил предложение от директора императорских театров Ивана Всеволожского сочинить балет «Спящая красавица». Свое желание он выразил в письме композитору 13 мая 1888 года: «…Отчего не взяться Вам за сочинение музыки? В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро – тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик с пальчик, и Золушка, и Синяя Борода…».

   Чайковского привлекла идея сказочного действия, давшего ему богатый материал для создания хореографической симфонии-поэмы. Петр Ильич согласился сотрудничать, понимая, что именно балетный театр, в котором царил Мариус Иванович Петипа, предоставит ему свободу симфонических обобщений для музыки, а так же и для танца.

   Обрадовался этому и хореограф, выразив свое отношение к совместной работе с «дорогим и глубокоуважаемым маэстро». В письме к композитору Петипа пишет: «Рад и горжусь, что оканчиваю свой долгий жизненный путь, сотрудничая с таким мастером».

   Петр Ильич приступил к сочинению музыки «Спящей красавицы» во Фроловском в декабре 1888 года. 18 января 1889 года четыре картины были уже готовы в черновых эскизах. «После «Евгения Онегина» он ничего не писал так вдохновенно и легко, как первые четыре картины «Спящей красавицы» - замечает Модест Ильич.

   26 мая 1889 года композитор написал в рукописи «Спящей красавицы»: «Кончил эскизы 26 мая 1889 года вечером в 8 часов. Слава Богу! Всего работал десять дней в октябре, 3 недели в январе и неделю теперь: и так всего около 40 дней».

   План-сценарий, представленный Петипа, содержал многогранность образов и событий, и это помогло Чайковскому определить направление поисков, уже в увертюре балета противопоставить две его главные темы – добра (в лейтмотиве феи Сирени) и зла (в музыкальной характеристики феи Карабосс).

   О совместной работе Мариуса Ивановича с гениальным композитором вспоминала дочь Петипа Вера: «Вначале отец разрабатывал сюжет и создавал в целом композицию танцев, после чего приступал к собеседованию с композитором. Петр Ильич приезжал к нам обычно по вечерам и проигрывал свое произведение по частям. Приезды Чайковского приносили нам много радости, особенно когда вдохновенные звуки его музыки раздавались в нашем доме».  

   3 января 1890 года состоялась премьера балета «Спящая красавица» в Мариинском театре Санкт-Петербурга.

   Уже в прологе балета зрители были покорены красотой и изяществом адажио фей. Образ распускающегося цветка, слегка покачивающегося на стройном стебле, представал в вариации феи Кандид. Полевым злаком, устремленным навстречу ветру и солнцу, представал танец феи Флер-де-Фарин. Руки феи Крошек словно плели замысловатый узор, стряхивая капли росы. А фея Канареек стремительно неслась через сцену, словно радостно щебетала звонкую песенку. Вариация феи Виолант напоминала короткую весеннюю грозу. В заключение адажио добрых фей плавный и величавый танец феи Сирени.

   Выход феи Карабосс, представлявший образ зла, отразился в музыке, напоминавший ледяное дыхание зимы и смерти. Свита феи Карабосс, состоявшая из жалких уродцев, монотонно кружилась вместе с ней в танце, словно затаптывая адажио добрых фей.

 

Юная Аврора олицетворяет светлый танец девушки, выражает радость от новой игрушки-веретена, но вот совершилось зло, и Аврора падала, погрузившись в волшебный сон. Звучала нежная волшебная музыка. Медленно поднимались стены зелени, образуя живую изгородь вокруг замка. Среди них плавно двигалась фея Сирени. Танец замирал вместе с погрузившимся в волшебный сон королевством.

   Множество критических стрел было направлено в адрес Петра Ильича Чайковского. Правда, ко времени премьеры балета Чайковский был уже хорошо известным, признанным композитором, поэтому объявить его музыку плохой было неловко.

   Обозреватель «Новостей и Биржевой газеты», скрывшийся под инициалом «N», постарался быть нейтральным: «О музыке балета, принадлежавший вдохновению Петра Ильича, мы умалчиваем, предоставляя ее компетентному разбору музыкального критика». Автор благожелательно отозвался о богатстве постановки в целом, но подверг критике новый балет за бедность «в смысле художественной сути, мимических задач и известного драматизма положений, которые и дают балету право стоять в ряду прочих изящных искусств». Отзыв критика «Петербургской газеты», касающийся оценки творения композитора, был более откровенным. Высоко оценив оркестровку, автор статьи, тем не менее, утверждал, что музыка Чайковского для балета «все-таки далеко не подходяща», «в зрительной зале ее называли то симфонией, то меланхолией», и, разумеется, «балетоманов музыка не удовлетворила». Автор укорял композитора в «стремлении к оригинальничанью», а также в том, что Чайковский «злоупотребляет своим мастерством и уменьем владеть силами оркестра».

   В итоге самыми беспристрастными судьями спектакля оказались зрители. Месяц за месяцем в дни, когда в Мариинском театре давали этот балет, в зале был аншлаг. И противостоять этому не мог никто из критиков.

   Постепенно тон газетных рецензий на спектакль менялся в лучшую сторону. Уже в октябре 1890 года балетный критик Н. М. Безобразов писал в «Санкт-Петербургских ведомостях», что этот «роскошный балет, выдержавший в прошлогоднем сезоне четырнадцать рядовых представлений при полных сборах, и теперь представляет большой интерес для публики. Доказательство тому — совершенно полная зала Мариинского театра». Прошел год, но популярность спектакля ничуть не уменьшилась. „Спящая красавица“ стала одним из излюбленных балетов, если не самым любимым, петербургского репертуара».

   Помимо этого, балет П. И. Чайковского и М. И. Петипа открыл путь русской хореографии на мировую сцену. Итальянский балетмейстер Джорджио Саракко поставил его в начале 1896 года на сцене миланского театра Ла Скала.

   “Спящая красавица” едва ли не лучшее из всех моих сочинений, — а ведь я написал ее невероятно скоро» , — писал композитор своему издателю Петру Ивановичу Юргенсону.

автор: Мубаракова А.Н

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться