Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный
Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Галерея
Виртуальная выставка "Великий музыкальный сказочник"

18 марта (6 марта по ст. ст.) 2019 года исполняется 175  лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, композитора, дирижера, педагога.

С именем Римского-Корсакова связано первое выступление Чайковского в качестве музыкального критика, высоко оценившего исполненную в Москве "Сербскую фантазию" молодого петербургского композитора.  

Из всех представителей Балакиревского кружка ("Могучей кучки") Римский-Корсаков, безусловно, был наиболее близок Чайковскому на протяжении десятилетий. Чайковский и в дальнейшем положительно отзывался в печати о музыке Римского-Корсакова, а последний неоднократно дирижировал сочинениями Петра Ильича.

Знакомство их относится к 1868 году, а последняя встреча произошла на премьере Шестой симфонии Чайковского под управлением автора. Римский-Корсаков присутствовал на панихиде и похоронах Петра Ильича, дирижировал концертами его памяти. Они переписывались (сохранилось около 40 писем). Римский - Корсаков посвятил Чайковскому романс "Где ты, там мысль моя летает", а Чайковский своему петербургскому коллеге - романс "Погоди".

И все ж различия - и различия коренные - между этими музыкантами существовали. Они олицетворяют две основные русские композиторские школы - петербургскую и московскую. В плане композиторской индивидуальности эти различия, в самом общем и, может быть, несколько упрощенном виде можно определить, как принадлежность сфере "лирического" (Чайковский) и "эпического" (Римский-Корсаков).

Если образы природы, пейзаж у Чайковского - всегда даны через переживания человека, то природа у Римского-Корсакова - равноправный герой музыкального мира: море, звездное небо, лес, пустыня, воздух - тончайшая звукоизобразительность....

Николай Андреевич Римский-Корсаков - композитор-сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. - в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

В 1868 г. внимание 24-летнего композитора привлекла пьеса, действие которой развивается в эпоху Ивана Грозного. Это была «Псковитянка» Л. Мея. Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, переработана композитором в 1894 году. Дебютная опера Н.А. Римского-Корсакова не отпускала его всю жизнь – на протяжении почти 30 лет он неоднократно перерабатывал «Псковитянку», писал к ней отдельную оперу-пролог «Боярыня Вера Шелога». Партитуры этих произведений, материалы о них можно найти в фондах музея.

Всегда рады ответить на ваши вопросы

8 (34145) 5-17-57

Подписаться
Яндекс.Метрика

Кассы: вторник - воскресенье, 9:00-17:00

Музей: вторник - воскресенье, 9:00-17:30, четверг - 9:00-20:00 (последний четверг месяца – санитарный день)

Администрация: понедельник - пятница, 8:00-16:30

Подписка на новости

Подписаться