18 марта (6 марта по ст. ст.) 2019 года исполняется 175 лет со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, композитора, дирижера, педагога.
С именем Римского-Корсакова связано первое выступление Чайковского в качестве музыкального критика, высоко оценившего исполненную в Москве "Сербскую фантазию" молодого петербургского композитора.
Из всех представителей Балакиревского кружка ("Могучей кучки") Римский-Корсаков, безусловно, был наиболее близок Чайковскому на протяжении десятилетий. Чайковский и в дальнейшем положительно отзывался в печати о музыке Римского-Корсакова, а последний неоднократно дирижировал сочинениями Петра Ильича.
Знакомство их относится к 1868 году, а последняя встреча произошла на премьере Шестой симфонии Чайковского под управлением автора. Римский-Корсаков присутствовал на панихиде и похоронах Петра Ильича, дирижировал концертами его памяти. Они переписывались (сохранилось около 40 писем). Римский - Корсаков посвятил Чайковскому романс "Где ты, там мысль моя летает", а Чайковский своему петербургскому коллеге - романс "Погоди".
И все ж различия - и различия коренные - между этими музыкантами существовали. Они олицетворяют две основные русские композиторские школы - петербургскую и московскую. В плане композиторской индивидуальности эти различия, в самом общем и, может быть, несколько упрощенном виде можно определить, как принадлежность сфере "лирического" (Чайковский) и "эпического" (Римский-Корсаков).
Если образы природы, пейзаж у Чайковского - всегда даны через переживания человека, то природа у Римского-Корсакова - равноправный герой музыкального мира: море, звездное небо, лес, пустыня, воздух - тончайшая звукоизобразительность....
Николай Андреевич Римский-Корсаков - композитор-сказочник: большая часть творчества написана на сказочный сюжет - оперы «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой петушок», «Майская ночь» и др. - в которых отразилась глубокая увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
В 1868 г. внимание 24-летнего композитора привлекла пьеса, действие которой развивается в эпоху Ивана Грозного. Это была «Псковитянка» Л. Мея. Впервые поставлена в Мариинском театре Санкт-Петербурга под управлением Эдуарда Направника в 1873 году, переработана композитором в 1894 году. Дебютная опера Н.А. Римского-Корсакова не отпускала его всю жизнь – на протяжении почти 30 лет он неоднократно перерабатывал «Псковитянку», писал к ней отдельную оперу-пролог «Боярыня Вера Шелога». Партитуры этих произведений, материалы о них можно найти в фондах музея.