Версия для слабовидящих     Увеличить:       Цвет текста: Черный

8(963) 028-27-11

Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского»
Музей счастливых воспоминаний
Виртуальные выставки
Виртуальная выставка рисунков к 130-летию со дня смерти Ф.Л. Соллогуба (1848 - 1890)

Вплоть до конца XIX века Императорские театры были местом, где концентрировались культурные ценности отечественного сценического искусства. Театр объединил в себе музыку, слово, танец, актёрское мастерство и изобразительное искусство (в лице художников-декораторов и сценографов). Мы часто рассказываем о балетах, музыке великого композитора П.И. Чайковского, но редко говорим о тех, кто помогал создавать определённую атмосферу на сценах театров, делая постановки зрелищными и привлекательными для публики.

Федор Львович Соллогуб (1848-1890) родился в Петербурге, был графом по происхождению. В 1870 г. окончил Московский университет, затем служил товарищем прокурора. Не имея профессионального художественного образования стал художником Императорских театров, графиком, знатоком искусства и художественным критиком. Преподавал в частных драматических училищах Москвы и был руководителем обстановочной части на сценах московских императорских театров, также создавал эскизы костюмов и аксессуаров для спектаклей не только императорских, но и некоторых частных театров. Фёдор Львович автор рисунков и акварелей на исторические темы. Даже художественные критики отмечали историческую достоверность работ мастера. А в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона  его творчество характеризуется так: «все созданные Соллогубом костюмы обладают … исторической верностью, а подбор цветов костюмов показывает в Соллогубе художника-колориста».

Фёдор Львович сотрудничал с журналом «Артист». В «Артисте» за 1890—1891 гг. напечатаны его иллюстрации к «Сказке о золотом петушке». Соллогуб известен как актёр и поэт-любитель, а в «Московском обществе любителей искусства и литературы», созданном совместно с К. Станиславским в 1888 г., он играл ведущую роль. Часто в молодости в этом кружке участвовал и К.С. Станиславский, позже он вспоминал: «граф Соллогуб умерял мою возбужденную фантазию и предостерегал от увлечений…». В дальнейшем, как признаёт Станиславский, граф сыграл большую роль в его вхождении в театральную жизнь. Соллогуб был также большим ценителем и обладателем большого собрания русской живописи и иконописи.

В фондах Музея-усадьбы П.И. Чайковского, среди многочисленных экспонатов коллекции живописи и графики, хранятся эскизы и наброски художника Федора Соллогуба.

 Эскизы содержатся в трёх тетрадях (1881-1882 гг.), а также на отдельных листах, представляют собой рисунки и зарисовки животных и людей, выполненные карандашом. Художник изображает своих героев с разных ракурсов. Одни из них более тщательной проработки, другие сделаны легким движением руки. Наброски можно разделить на три группы: животные, портреты, многофигурные композиции.

Художник изображает животных: кошек, собак, мышей, обезьянок, а также фантазийных животных, из птиц – пеликанов, лебедей, страусов. Поскольку художник не имел специального художественного образования, он рисовал интуитивно, то есть так, как видел, упуская частности анатомического строения. В изображении животных художник в основном пользуется осторожной прерывистой линией, ищет формы. Несмотря на то, что эскизы не прорисованы детально, в целом образы выглядят законченными.

В набросках, изображающих людей, художнику интересно действие, процесс, которые совершаются героями. Порой, их изображения бывают немного карикатурными. Например, автор изображает неестественно раскрытые глаза или слишком большой рот. Чтобы добиться тех или иных эффектов использует разные по характеру линии, сочетая то плавные и длинные, то прерывистые и угловатые.  По тщательной проработке деталей некоторых набросков видно, что художник работал над ним длительное время, поэтому образ получился более завершенным.

Поскольку Фёдор Львович был художником сценическим, а деятельность его была неразрывно связана с сюжетом театральных постановок, подчинялась замыслу сценария или либретто, ему приходилось изображать героев не с натуры, а по представлениям от прочитанного. Этим объясняются выразительные образы героев, которых он создаёт. Одних героев он наделяет яркой индивидуальностью, уделяет внимание нюансам черт лица, умело передаёт характер. Другие же фигуры условны. Многофигурные композиции больше напоминают наброски к иллюстрациям различных произведений. В них он хорошо выстраивает композицию и выделяет основные группы героев.

Через характер, особенности деталей костюмов, фактуру тканей, мимику и жесты художник умело передаёт статус, сословие, род деятельности героев, даже историческую эпоху. Основным художественным средством всё также остаётся линия – прямая и длинная, местами переходящая в прерывистую. Обозначение объема и главных акцентов художник решает с помощью тона.

Всего коллекция работ Ф.Л. Соллогуба в фондах Музея-усадьбы П.И. Чайковского насчитывает порядка 40 набросков, зарисовок и эскизов. Эти работы позволяют нам проследить совершенствование рисунка Соллогуба и становление его как художника.

Также работы Фёдора Львовича хранятся в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина и в частных коллекциях.

 

Подготовила: Оксана Стрелкова,

научный сотрудник Отдела научного комплектования,

учёта и хранения фондов.

Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Тетрадь II. («Бытовые портреты»). 1881-1882 гг.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Тетрадь II. («Бытовые портреты»). 1881-1882 гг.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Тетрадь II. («Бытовые портреты»). 1881-1882 гг.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Тетрадь II. («Бытовые портреты»). 1881-1882 гг.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Тетрадь II. («Бытовые портреты»). 1881-1882 гг.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Тетрадь II. («Бытовые портреты»). 1881-1882 гг.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Тетрадь II. («Бытовые портреты»). 1881-1882 гг.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Тетрадь III. («Этнические портреты»). 1881-1882 гг.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Альбом с рисунками. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунки. Альбом с рисунками. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Мужская фигура. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Набросок. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Эскиз - набросок. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Набросок к театральной постановке. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Набросок к театральной постановке. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Наброски к театральной постановке. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Набросок к театральной постановке «Дон Кихот». 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Воин. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Скульптор Витали делает бюст графа. Ф. Л. Соллогуба в Риме. 1857 г., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Эскиз костюма к пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь". 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Эскиз костюма к пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь". 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Эскиз костюма к пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь". 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Эскиз декораций к неустановленному произведению. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Казак верхом на лошади. 1870-е гг., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Голова собаки. 1862 г., Российская империя.
Соллогуб Ф.Л. Рисунок. Мужская фигура. 1870-е гг., Российская империя.

Подписка на новости

Подписаться