Ежегодно, 27 марта отмечается всемирный день театра. Каждый, причастный к театру человек, считает этот праздник важным и значимым. У Петра Ильича Чайковского было свое особое отношение к театру, любовь к нему была привита ещё в детстве, и в юности он живо интересовался театральным искусством. В зрелые годы композитор любил драматический театр, но больший интерес Петра Ильича вызывал театр музыкальный, именно к нему Чайковский имеет непосредственное отношение. Его балетами - «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» - восхищаются миллионы, а оперы - «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» - поставлены на сценах ведущих театров мира.
В собрании музея-усадьбы есть коллекция театральных костюмов Ленинградских театров к постановкам Чайковского 1950-2000-х годов. Первые поступления в коллекцию приходятся на 1980-е годы. Накануне празднования 150-летия со дня рождения П.И. Чайковского, музей закупил театральные костюмы Малого театра оперы и балета (МАЛЕГОТ) к балетам «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Согласно описям и счету за 17 костюмов мужского гардероба и 18 костюмов женского гардероба музей заплатил 770 руб. 14 коп., костюмы были проданы с 50% уценкой.
Часть костюмов подписаны или имеют нашивки с фамилиями артистов. Так в описи костюмов мужского гардероба фигурирует «колет красного полубархата с серыми атласными рукавами», который принадлежал Адолю Хамзину – исполнителю партии Зигфрида. Заслуженный артист РСФСР Адоль Сигманович Хамзин служил в театре с 1953 по 1974 годы, 37 руб. 35 коп. – цена одного из его костюмов.
На изнанке женского костюма к балету «Щелкунчик» (лиф чёрного атласа с аппликацией, юбочка вишнёвого цвета из газового шифона) написаны две фамилии: Кирсанова, Широких. Ирина Владимировна Кирсанова за 25 лет службы в театре станцевала множество разноплановых партий, в том числе партию Маши в сказочном балете П.И. Чайковского. Можно предположить, что артистка Светлана Георгиевна Широких за 20 лет, которые отдала этому театру (1966-1986), исполняла не только сольные партии, но и была дублёршей.
Большая часть костюмов, поступивших из МАЛЕГОТ, принадлежала исполнителям второго плана, их имена известны: Ширкевич, Павлючук, Садыков, Рябинин, Вахочева, Коханова, Филимоновский, Лукашевич и другие. Заслуженный артист Татарской АССР Рустам Галлямович Садыков выходил на сцену в ярком кафтане из полубархата с кроличьим мехом. Фамилия артиста написана на красном подбое костюма. Один из женских костюмов имеет нашивку «Кукс», имя этой артистки такое же редкое, как и её фамилия. Ядвига Августовна Кукс служила в театре с 1954 по 1975 годы, в балете «Лебединое озеро» артистка исполняла характерные танцы в костюме из желтого атласа. Каждый костюм неповторим, и нам еще предстоит выяснить по чьим эскизам они создавались. Некоторые имеют ручную и трафаретную роспись, украшены аппликацией, бусинами и люрексом. Атлас, шифон, парча, крепдешин, репс, глазет, эксельсиор, бархат, поплин, саржа, ситец - десятки метров ткани были использованы в театральном закулисье. Многих артистов уже нет в живых, а костюмы рассказывают их историю.
Второй закуп костюмов был осуществлен в 1992 году из мастерской Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр). За два платья для испанского танца, платье королевы матери и мужской костюм музей заплатил театру 645 руб. 26 коп. Оно того стоило. Платье королевы сшито из белого атласа, длинное, отрезное по талии, юбка заканчивается длинным шлейфом. Лиф оформлен вырезом карэ, со вставкой на груди, украшен брошью. Рукава в верхней части в виде фонарика, в нижней части – зауженные, заканчиваются манжетами из чёрного бархата. Колет принца - короткая узкая куртка с застёжкой сзади на крючках, имеет V-образный вырез спереди, закрытый плиссированной вставкой из белого крепдешина. Рукава сверху в виде фонарика, снизу - зауженные. По всей поверхности колет расшит искусственным жемчугом и аппликациями в виде листочков из чёрного бархата. Платья для испанского танца чёрного и белого цветов, по всей поверхности расшиты блестками, аппликациями в виде листков из чёрного бархата и парчи. Оба платья отрезные по талии, имеют застёжки сзади на крючках, на лифе спереди вырез в форме карэ; вырез сзади - глубоко декольтированный. Рукава в верхней части в виде фонарика с нашитыми поверх объёмными полосками из крепдешина, нижняя часть рукавов заужена. Рукава украшены подвесками из искусственного жемчуга. На груди укреплены броши - стразы. Юбка платьев - крой «солнце», в форме расширяющегося книзу бутона, по нижнему краю имеет многочисленные оборки из эксельсиора. Костюмы Мариинского театра долгое время экспонировались в мезонине мемориального дома и привлекали внимание посетителей.
В 2011 году музей купил еще два костюма, созданные по эскизам художника Михаила Шемякина к постановке балета П.И. Чайковского «Щелкунчик», за 35 000 руб. Интерес публики к этому спектаклю не угасает, в этом году версии Шемякинского «Щелкунчика» исполняется 20 лет, а костюмы придворной дамы и подводного война занимают достойное место в коллекции музея.
Из Большого театра (ГАБТ) в коллекцию музея поступили пачка и пуанты Майи Плисецкой, костюм известной балерины является гордостью музейной коллекции и задействован во многих выставочных проектах.
В 2010 году Ростовский государственный музыкальный театр подарил музею костюмы к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Постановка, в которой были задействованы эти костюмы, шла с 2001 по 2003 год (режиссер Георгий Исаакян). Мужской костюм принадлежал Михаилу Акименко – лауреату и дипломанту международных конкурсов, солисту театра, исполнителю партии Ленского; женский – Елене Косолаповой (творческий псевдоним – Кузнецова), которая исполняет разнообразный и обширный концертный репертуар, в том числе партию Татьяны Лариной в опере Чайковского.
Коллекция театральных костюмов музея-усадьбы ежегодно экспонируется на различных площадках Удмуртии и соседних регионов и входит в состав передвижного выставочного проекта «Театр Чайковского». Данная выставка востребована у посетителей, в виртуальном пространстве мы представляем лишь часть музейного собрания.